Ещё

Биологи из МГУ выяснили, способны ли бактерии жить на Марсе

Фото: depositphotos.com

Способны ли какие-то бактерии выдержать экстремальные условия Марса? Такие исследования провели ученые биологического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова.

Для эксперимента они взяли бактерии, обитающие до 20 миллионов лет в древних арктических мерзлых породах, и поместили их в условия, близкие к марсианским. Как известно, средняя температура на этой планете составляет минус 63 градуса С, а на полюсах опускается до минус 145 градуса С. К низкой температуре ученые добавили еще низкое давление, а главное — высокую радиацию (100 гКр). В ходе эксперимента микроорганизмы показали высокую устойчивость к экстремальным воздействиям, в частности, довольно высокую устойчивость к воздействию ультрафиолетового излучения и радиации, а их ДНК хорошо сохраняется в древних мерзлых осадочных породах в течение миллионов лет. По мнению авторов работы, результаты исследования свидетельствуют, что микроорганизмы могут вполне жить в марсианском грунте в состоянии длительной криоконсервации.

Интенсивность ионизирующего излучения на поверхности Марса составляет 0,05-0,076 Гр/год и снижается с глубиной. С учетом интенсивности излучения в грунте Марса полученные данные позволяют предполагать, что в нем могли сохраниться экосистемы в анабиотическом состоянии в поверхностном слое в течение не менее 1,3-2 миллионов лет, на глубине два метра — не менее 3,3 миллиона лет, на глубине пять метров — не менее 20 миллионов лет.

Полученные данные также могут быть применены для оценки возможности обнаружения жизнеспособных микроорганизмов на других объектах Солнечной системы и внутри малых тел в космическом пространстве. Авторы впервые доказали возможность выживания некоторых микроорганизмов при облучении ионизирующей радиацией в дозах свыше 80 кГр.

Работа проходила в сотрудничестве с учеными из Института космических исследований РАН, Физико-технического института имени А. Ф. Иоффе РАН, Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого, Уральского федерального университета и Петербургского института ядерной физики имени Б. П. Константинова Национального исследовательского центра "Курчатовский институт".

Ещё 2 источника