Войти в почту

Интернет лишает объективности

Интернет создает лишь иллюзию свободы выбора. Пользователи сами выбирают, что читать и чему верить — отсюда идея о том, что в Интернете можно составить объективное мнение. Но это не так.

Интернет лишает объективности
© предоставлено организаторами

В XXI веке СМИ дают человеку возможность узнать об обстановке в мире и получить самые свежие новости из любой части света. По данным исследования ООО «инФОМ», 47% россиян считают СМИ объективными, а 40% уверены в их необъективности. Правы и те, и другие. Все решает отбор новостей: в мире происходят сотни и тысячи происшествий, а «на главную» попадут лишь несколько десятков. Так повестку дня и новости, которые мы считаем важными, формирует не реальность, а редактор или информационная машина. Отбор новостей, в свою очередь, формирует общественное настроение.

«Мы действительно живем в постоянном потоке искаженных, частично ложных и полностью фальшивых сообщений. Часть из них – просто результат архитектуры работы современных СМИ (для которых важен трафик, желтизна и клейкость, а не правдивость), часть – сознательно вбрасываемые фальсификации», — считает Игорь Ашманов, управляющий партнер компании «Ашманов и партнеры».

Такую же фильтрацию практикуют поисковые системы и социальные сети: в поисковике отбираются (ранжируются) результаты поиска, в соцсети – лента пользователя. Эти ленты формируются машиной на основе сложных алгоритмов, учитывающих поисковые запросы, просмотренный контент, лайки и комментарии. Машины пытаются создать для пользователей комфортную среду. В результате в ленте социальных сетей мы видим посты по интересным темам, а контекстная реклама предлагает товары, которые нас интересуют.

Так незаметно мы оказываемся в информационном пузыре. Пузыре фильтров (filter bubble), как это явление назвал Илай Парайзер (Eli Pariser). Его основная идея в том, что фильтрация и персонализация ограничивает нас от новых идей и создает иллюзию, что наши интересы — это самое важное в мире. Пользователи не могут контролировать, какую информацию получать — это уже решили за них.

Пузырь фильтров хорош при заказе пиццы или поиске парикмахерской. Но играет отрицательную роль, когда пользователь хочет получить представление о каком-то событии или личности. Поиск информации ведет по тем источникам, которые подтверждают взгляды, а не опровергают. Патриот будет получать подтверждения того, что Россия поднимается с колен, а для оппозиционера найдутся сотни доказательств, что власти — воры. Этот пузырь ограничивает от независимых идей и мнений.

Информационный пузырь можно назвать легальной манипуляцией с поисковой выдачей. Однако этот эффект также используется как инструмент по формированию гражданской позиции: в феврале 2016 Google открыто начал бороться с вербовкой ИГИЛ (организация запрещена в России) в Интернете и при запросах об этой террористической организации перенаправлял пользователей на сайты антирадикальной направленности. Также практикуются тайные попытки манипуляции: неоднократно отмечалось, что во время выборов в США Facebook и Google негласно корректировали поисковую выдачу и ленту в пользу «либеральных» кандидатов Обамы и Клинтон. Попробуйте даже сейчас ввести поисковый запрос «Дональд Трамп» в 3 поисковых машинах: Google, Яндекс и DuckDuckGo. Google выдаст явно негативную информацию, Яндекс предложит смешанные по окрасу публикации, а независимый DuckDuckGo даст нейтральные данные.

В Рунете ситуация пока не такая шокирующая. На сегодняшний день крупные игроки Рунета, хотя и используют инструменты персонализации, пока не вступили в борьбу за общественное мнение. ВКонтакте нейтрален в силу сложности управления сверху и отсутствия опыта пропаганды. Яндекс же только недавно запустил новый алгоритм «Королев», призванный улучшить выдачу по информационным запросам.

Пока сложно сказать, повлияет ли новый алгоритм на объективность выдачи, и как изменится ситуация в будущем. Однако на конференции Optimization 2017, которая пройдет в Москве с 30 ноября по 1 декабря, компания «Ашманов и партнеры» представит подробное исследование изменений в поисковой выдаче за год с учетом внедрения «Королева», а эксперты из Яндекса, Google, Mail.ru и крупных интернет-компаний расскажут о состоянии поиска. Регистрируйтесь, приходите и узнайте о перспективах развития поисковых систем!