Войти в почту

В Театре Моссовета в сотый раз прошел спектакль "Не все коту масленица"

И драматург выполнял эту задачу, создавая шедевры для российской сцены. Среди них пьеса "Не все коту масленица" стоит особняком. Островский написал ее всего за месяц и скоромно называл "этюдом". Правда, "для знатоков". И таких знатоков 15 мая "Под крышей" Театра Моссовета набился полный зал. Ведь спектакль, лауреат и номинант многих премий, в том числе "Звезды театрала" и "Золотой маски" играли в сотый раз. И в роли богатого самодура-купца Ермилы Зотыча Ахова в сотый раз вышел на сцену Народный артист России Евгений Стеблов (это сегодня не так уж часто происходит). Напомним, что его 70-летний герой чрезвычайно несимпатичен. Он груб, невоспитан, кичится своим состоянием, притесняет подчиненных, и даже собирается жениться на ангелочке Агнии (Ксения Комарова), которая младше его на 50 (!) лет. Фото: Елена Лапина Согласитесь, что и для нас ситуация знакомая. И вовсе не уникальная. Поэтому спектакль не выглядит "артефактом преданий старины глубокой", а вполне злободневным намеком. И актеры хоть и говорят певучим языком позапрошлого века, но играют про сегодняшнюю жизнь, про новую-старую реальность, когда люди искренне решили, что деньги решают все. Ан нет, деликатно напоминает Островский, пока жива душа и совесть в русском человеке, всегда есть выбор. А вот герой Стеблова, дурной Ахов, похоже, свой выбор давно сделал. В этой роли артист не просто достоверен, а символичен. За его спиной просматривается олигархическая гвардия наших потаниных-абрамовичей-грефов, далее по списку. И он рисует их совсем не розовыми красками. Его Ахов — тот корень, откуда они все выросли. Злой, эгоцентричный, уродливый, самовлюбленный, знающий себе рыночную цену и постоянно об этом напоминающий. Стеблов как опытный хирург препарирует этого вздорного деграданта, издевается над ним, но одновременно ...сочувствует ему как несчастному старику, стараясь увидеть истоки драмы: "Я всегда ищу, где боль того персонажа, которого я играю, - говорит артист. - Мой купец - одинокий человек. Он может заблудиться в своем огромном доме, у него нет друзей, к племяннику он равнодушен, вокруг него только слуги, которым он не верит... На самом деле перед нами трагедия одиночества богатого человека". Следуя установке драматурга об "этюдности", режиссер Виктор Шамиров сделал сцену (это очень даже возможно "Под крышей") весьма аскетичной. Здесь нет ни тяжелой мебели, ни громоздких платьев позапрошлого века... И актеры свободно осваивают это пространство, создавая образы буквально из воздуха. Превосходна в роли Дарьи Федосеевны Кругловой заслуженная артистка России Елена Валюшкина. Ее героиня — умная женщина практичная, сметливая, острая на язык, которая поняла, что в жизни ей выгоднее казаться дурой. Но при этом ее материнское чутье не позволяет сделать дочь несчастной.Убедившись в материальной состоятельности Ипполита (пластичный красавец Марк Вдовин), она отдает предпочтение именно ему, а не деньгам Ахова. "Мы нашли тонкую грань, - говорит Елена Валюшкина. - И у нас получилась симаптичная стилизация. Этакая шкатулка - как бы безделица, легкая и изящная". Фото: Елена Лапина Но шкатулка эта с секретом. И секрет — в языке. Певучем. Нежном. Тягучем... На нем даже ругательства звучат позитивно. И потому не зря все-таки Островского называют "русским Шекспиром". Слово у него весомое и вкусное... Конечно, сегодня на нем говорить невозможно. И актерам учить текст было сложно. Но Шамиров олюбит такой язык. И смог влюбить в него и артистов... Все они явно получают удовольствие от этого языкового кружева ХIХ века, от всех этих "ежели" и "кабы". Вы уже наверняка заметили, что драматург часто называл свои пьесы русскими пословицами. И эта не исключение. Но цель его была совсем не развлечение публики смешным анекдотом, а более серьезная. "Согласно понятиям моим об изящном, считая комедию лучшею формою к достижению нравственных целей и признавая в себе способность воспроизводить жизнь преимущественно в этой форме, я должен был написать комедию или ничего не написать", - говорил Островский. Именно "нравственным целям", во многом позабытым сегодня, служит эта самобытная комедия о том, что "деньги не все решают" в этом мире. Финал тут счастливый, влюбленные соединяются, но в жизни нашей бывает, увы, иногда по-другому. И может быть, нам поможет подсказка великого драматурга.

В Театре Моссовета в сотый раз прошел спектакль "Не все коту масленица"
© Ревизор.ru