Войти в почту

«Артисты — как будто им по башке поленом ударили!»: в труппе «Ленкома» боятся говорить о будущем театра

​​Не успели артисты «Ленкома» заявить, что у них, в отличие от других, все в шоколаде, как тут же угодили в скандал. По слухам, со дня на день в театре может появиться новая должность художественного руководителя, которого активно лоббирует актер Евгений Миронов. Но против нововведений выступает нынешний директор «Ленкома» Марк Варшавер. Причем это еще мягко сказано. Доходит до того, что Варшавер собирает экстренные совещания и заставляет людей подписывать коллективные письма, что им нужен он и только он! Было ли такое на самом деле и что обо всем этом думают в закулисье? 

«Артисты — как будто им по башке поленом ударили!»: в труппе «Ленкома» боятся говорить о будущем театра
© Daily Storm

Про то, что один из главных театров страны ждут большие перемены, говорили еще пару лет назад, когда коллектив потерял своего художественного руководителя Марка Захарова. Режиссер скончался на 86-м году жизни, пережив лучших актеров своего времени: Александра Абдулова, Олега Янковского и Николая Караченцова. А уже через день после его похорон людям объявили, что возглавлять труппу будет действующий директор «Ленкома» Марк Варшавер. То есть он теперь не только «по хозяйству», но и по спектаклям, что, конечно же, вызвало недовольство.

По правде говоря, найти артистов, которые рассказали бы нам о том, как прошли эти два года, — то же самое, что искать иголку в стоге сена. Как пояснил один из сотрудников, говорить об этом — «рискованная *****» даже на условиях анонимности. Однако такие люди все же нашлись…

«В каком положении находится «Ленком»? — переспрашивает Daily Storm заслуженная артистка РФ, вдова Николая Караченцова Людмила Поргина. — Ну а в каком он может быть, если многие уходят?! Когда я была на открытии, артисты выглядели так, как будто им по башке поленом ударили! За кем идти? Куда? Непонятно. Поймите, директор не может быть режиссером. Ну никак не может, потому что не понимает, что именно от него зависит, как сложатся потом судьбы актеров! Нужен другой человек. Человек, который, как Марк Анатольевич Захаров, придет и скажет: «Я создаю свой театр! Вы будете его строителями, а каждый, кто нам будет мешать, — это наш враг». И он его действительно создал!»

«А Варшавер… — заводится Поргина. — Ну я, конечно, понимаю, что он хочет всем руководить, но нельзя сидеть одной… кхм… жопой на двух местах! Поэтому я, конечно, за худрука, а не как сейчас, когда приглашают каких-то продюсеров, и полтруппы работает, а полтруппы — нет».

Кстати, про «полтруппы». По словам Людмилы Андреевны, в «Ленкоме» вовсю процветает возрастная дискриминация и многих записали в «балласт». То же самое было и с ней: решив вернуться в театр после долгих лет ухода за больным мужем, она узнала, что больше не нужна.

«Это был такой плевок! — с дрожью в голосе вспоминает женщина. — Я просила: «Возьмите! Помогите мне! Я уходила, чтобы продлить жизнь дорогому и любимому человеку, а сейчас снова хочу на сцену». Да хоть в массовку! Я потанцую, попою!» Однако нас по-прежнему не вызывают и не занимают».

Грустно? Не то слово. Услышав такой монолог, разрыдается даже последний циник, поэтому, поговорив с актрисой, мы сразу набираем председателя СТД Александра Калягина. Кто-кто, а он должен знать, правда ли, что нам рассказывают, и есть ли выход. Сначала МХАТ имени Горького, потом театр Ермоловой, теперь «Ленком» — неужели так теперь везде и играть на сцене будут только молодые и дерзкие? Интересна и ситуация с Мироновым, у которого там какое-то лобби... Но Калягин говорит, что не в курсе

«А что там в «Ленкоме»? — удивленно спрашивает он. — Я ничего такого не слышал, хоть и возглавляю СТД. Надо будет уточнить у своих замов».

Зато в курсе сам Варшавер. И, по его мнению, это самый настоящий бред. «Вы знаете, я даже не понимаю, о чем речь! С какой стати мы должны протестовать против очень хорошего большого актера и почему он готовит нам какого-то человека, если он не министр культуры, не член правительства Москвы и не наш руководитель? — заявляет Марк Борисович. — Вероятно, просто кто-то очень хочет поссорить коллектив и его директора! Да, некоторым не понравится то, что я сейчас говорю. Есть одна дама, которая у нас работает и хочет взорвать наш театр изнутри! Но остальные это уже давно поняли и искренне озадачены, как так можно».

Что касается собрания, продолжает Варшавер, то оно действительно было, но не настолько экстренное, как об этом пишут. Скорее очередной творческий совет.

«Говорили о многом: и о том, какая у нас изумительная атмосфера, и о том, что вся наша молодежь, все наши артисты получили работу. Ведь что еще актеру надо, кроме того, чтобы играть? — спрашивает он. — А вот что осталось в выписке протокола: 42-летний опыт работы в одном театре и многолетнее сотрудничество с Марком Захаровым позволяют Марку Варшаверу соединять в управлении новейшие экономические и высокие художественные критерии, а профессионализм и репутация театра не подлежит никакому сомнению». Вот так проголосовали! Что нам никто не нужен, кроме нашего руководителя, директора с широкими полномочиями Марка Борисовича Варшавера!»

«А можно вопрос? — спрашиваем мы. — Вы сказали, что актеру очень важно играть, а Людмила Поргина говорит, что тоже хотела бы, но ей не дают».

«Что касается Людмилы Андреевны, — отвечает Варшавер, — то, к сожалению, это зависело не от меня: Марк Анатольевич категорически запретил использовать ее в работе актрисы, хотя она продолжала числиться в театре и, пока Николай Петрович не ушел из жизни, получала зарплату в 100 тысяч рублей. Столько же получал и он».

«Но даю слово: никакой обиды и злости на этого человека у нас нет, и как только у нас появится подходящая роль, мы обязательно сделаем ей это предложение! — обещает директор. — Так что пусть не думает, что это все специально».

Напомним, что 27 августа «Ленком» открыл юбилейный, 95-й сезон, и, со слов Варшавера, все счастливы и полны планов. Спектакли ставятся, зарплата исправно выплачивается даже во время пандемии, за что отдельное спасибо Департаменту культуры и Сергею Собянину. «Мы же так любим кого-то ругать и не привыкли хвалить, а если есть возможность, то это надо делать, — поясняет он. — А с Евгением Мироновым — нет! Нас с ним никому не столкнуть. Надеюсь, он поймет, что это какая-то глупость!»

Что думает сам Миронов, пока неизвестно. Артист не отвечает ни на звонки, ни на сообщения в WhatsApp. Хотя про лобби, конечно, звучало красиво...

]]>