Войти в почту

Секреты русских балерин: как оставаться молодой до глубокой старости

Майя Плисецкая, Галина Уланова, Екатерина Максимова даже на пенсии удивляли королевской осанкой, точеной фигурой и невероятной жизненной энергией. Как им это удавалось?

Секреты русских балерин: как оставаться молодой до глубокой старости
© BigPicture.ru

Майя Плисецкая: «Не надо диет»

В России широко известна фраза Майи Плисецкой (1925−2015) «надо меньше жрать»: так она отвечала на вопросы о своей фигуре. На самом деле, балерина имела в виду совсем другое: на сцене и на репетициях тратится такое огромное количество энергии, что артисту не нужно просто даже думать о диете.

Майя Плисецкая на репетиции, 1976.

«У балетных вообще диеты нет, потому что много работают, все сгорает, и просто некогда толстеть, – говорила она. – Когда чувствуешь, что нужно, что перед каким-то спектаклем набрал какой-то лишний вес, нужно сократить просто [количество еды]».

Кроме того, она признавалась в любви к пиву и селедке, а лучшим блюдом на свете считала простой хлеб с маслом. Однако она всегда подчеркивала, что карьера балерины – это тяжелый и упорный труд.

«Всю жизнь я исправно хожу в класс, хочу или не хочу, не важно».

А вот секрет свой коронный «лебединый» взмах рукой и осанку она, по ее признанию, подсмотрела у птиц в зоопарке. На сцену она выходила до 70 лет.

Галина Уланова: «Природа дает мне силы»

Галина Уланова (1910−1998) была не только известной балериной, но и педагогом, преподавала хореографию, в том числе, Плисецкой. Она была очень закрытым человеком, и в своих редких интервью признавалась, что берет силы, отдыхая на природе. Особенно ей нравилось управлять байдаркой.

Педагог-хореограф Галина Уланова и балерина Майя Плисецкая во время репетиции, 1969.

«Я могу грести часами. Многие удивлялись, что я не устаю и умею держать лодку. Я одна уплывала далеко-далеко, направляла лодку в высоченные камыши и там ложилась в ней и подолгу смотрела в небо… Природа — это то, что дает мне силы».

Народная артистка СССР Г. Уланова в роли Джульетты в балете С. Прокофьева «Ромео и Джульетта», 1952.

Уланова танцевала до 50 лет, и зрители были восхищены ее грацией. Но даже после того, как она оставила сцену, она каждый день занималась с балетными классами и ограничивала себя в еде: не ела жареного и тяжелого.

«Я и сейчас, с утра, прежде чем ехать в Большой на занятия, ем только одно яблочко. А приеду — потушу себе кабачок, приготовлю что-нибудь легенькое», – говорила она.

Дома она делала упражнения со стулом, используя его как балетный станок и всегда ходила на каблуках.

Екатерина Максимова: Забыть про боль

Ученица Галины Улановой, Екатерина Максимова (1939−2009) танцевала до 60 лет и до самой смерти сохраняла осиную талию. При росте 1,57 м, она весила 40–45 килограмм, и ее даже в солидном возрасте принимали за подростка.

Екатерина Максимова, 1961.

На репетиции в Большом театре Максимова получила травму позвоночника, и хотя врачи говорит, что она не сможет ходить, балерина с триумфом вернулась на сцену. Целый год ходила в корсете и занималась по методике, разработанной ее супругом, артистом Владимиров Васильевым. Танцевала она до 60 лет!

Несмотря на природную хрупкость и легкость, у Максимовой была одна особенность, которая очень сильно осложняла жизнь: один палец на ноге был сильнее короче остальных, а это означало, что на пуанты ей встать было очень сложно, и все годы ей приходилось бинтовать этот палец до нужного размера.

«Каждый спектакль – полет, – признавалась балерина. – Иногда, когда было много спектаклей, когда действительно устал, все болит, ты где-то за кулисами стоишь и думаешь: «Боже мой, ну куда я пойду?! Я не могу ничего сделать!» И вот музыка играет – ты влетаешь на сцену, и все заканчивается. Ты забываешь, что у тебя болит, что у тебя что-то случилось. Ты забываешь обо всем. Ты здесь, на сцене».

Смотрите также — Черная жемчужина русского балета, обаявшая Хичкока и весь Голливуд