Войти в почту

Искусствовед Кирилл Алексеев: У Петросяна хороший вкус, я за это отвечаю

Пока целевая аудитория «Аншлага» и «Кривого зеркала» подсчитывает стоимость недвижки и тачек, рафинированной публике не дает покоя мысль о коллекции картин, собранной королем юмора. Художники, критики, галеристы и искусствоведы в ужасе от того, что собрание могут пустить с молотка, раздербанить, растащить по углам. Тем более «звездный» адвокат Сергей Жорин уже рассказал, что если Петросян вкладывал в каждое приобретение душу, то Степаненко меряет искусство исключительно килограммами. Сейчас специалисты много спорят о том, сколько могла бы стоить коллекция — 15 миллионов долларов или все-таки ближе к 30 (общее состояние четы оценивают в 1,5 миллиарда рублей, то есть около 20 миллионов долларов). Впрочем, Петросян даже не может пробраться в собственную квартиру в 1-м Зачатьевском, чтобы вместе с экспертами и адвокатом составить опись имущества. В условиях такой информационной лакуны наблюдателям только и остается, что вычислять площадь стен и подсчитывать, сколько картин можно на них разместить, если учесть, что Петросяну нравились вещи маленького формата — 30-40 сантиметров. Положим, комик заклеил картинами все стены без остатка — тогда будет 30 миллионов. Оставил какие-то белые пятна — всего 15 миллионов. В любом случае сейчас в помещении сидит Степаненко, а интеллигент Петросян не решается взломать замки. Поверхностные наблюдатели считают, что Петросян интересовался только мебелью, серебром, фарфором, декоративно-прикладным искусством. В общем, вел себя исключительно как инвестор, а не как знаток. «Всегда он бегал по антикварным салонам, всегда, пока там сидели, — мимо нас; на глупости ХХ века не распылялся. Мне кажется, мебелишку разглядывал, всякое такое, утилитарное. Может, ошибаюсь: внимательно за ним не следил...» —рассказал в Facebook куратор галереи «Ковчег» Сергей Сафонов. «Судя по их шуткам, ни на что достойное рассчитывать не приходится!» — предположила художница Лариса Звездочетова. На самом деле это не так. Петросян действительно не покупал авангард, он был всецело сосредоточен на русской живописи второй половины ХIX века. Шишкин, Айвазовский, Поленов, очень много Киселева, много Боголюбова. Петросян любит пейзажи, любит море, а вот, к примеру, портреты не любит совсем. Вообще, узнать что-то конкретное довольно затруднительно. Коллекционеры не очень любят распространяться о своих сокровищах, что совершенно естественно для делового человека. Торговцы искусством, дилеры тоже хранят секреты своих покупателей. А сотрудники салонов и аукционов просто теряются, столкнувшись с вопросами журналистов. Так, менеджер по работе с посетителями «Российского антикварного салона» Мартин Василенко выдвинул предположение, что ему звонит вовсе не сотрудник «Шторма», а кто-то другой, просто выдающий себя за журналиста. «Я тоже могу позвонить по телефону и представиться как угодно», — сказал Василенко. Между тем многие художники и коллекционеры действительно хорошо знают Петросяна. Кто-то помнит, как он «шустро перекатывался по «Антикварному салону» ЦДХ» и «выбивал у дилеров скидки на любимых авторов». Кто-то даже рассказал о том, что жена-мегера отговаривала юмориста от покупки произведений искусства. Известный коллекционер советского неофициального искусства Михаил Карминский рассказал «Шторму», что Петросян был у него в гостях в Оффенбахе, осматривал работы и в том числе рассказывал о своем собрании учеников передвижников. По словам Карминского, Петросян говорил о примерно 15 работах. «Несколько раз мои коллеги подыскивали работы — всегда только премиального характера. Иными словами, стоимостью от 100 тысяч евро, всегда с безукоризненными документами. Предупреждали, что это для очень серьезного клиента, и неоднократно упоминалось имя Евгения Вагановича», — рассказал «Шторму» искусствовед, дилер, заместитель руководителя отдела новейших течений Третьяковской галереи Кирилл Алексеев. На «Антикварном салоне» он дважды обсуждал с Петросяном приобретение картин — юморист сам подходил к стенду и интересовался. «Он очень хороший специалист, он неплохо разбирается в вопросе. У него хороший вкус — я за это отвечаю. Это не просто человек, который говорит «вот это хочу!». Нет, он очень хорошо разбирается в документах, в экспертных заключениях. Он полноценный, серьезный коллекционер и знает цену того, чем занимается». Алексеев подчеркнул, что Петросяна всегда интересовало только самое лучшее, не обязательно «супердорогое», но важное — то, что обычно интересует наиболее титулованных коллекционеров. Искусствовед Екатерина Журбина подтвердила «Шторму», что у Петросяна большая коллекция живописи Александра Киселева. «Он очень образованный и деликатный человек», — заметила она. Что будет с коллекцией юмориста? Пока на этот вопрос не может ответить никто. Адвокат Петросяна — акула медийных войн, адвокат Степаненко — работала с самим Владимиром Путиным. Нам всем предстоит жаркая осень, но ясно одно: коллекция Евгения Вагановича уже стала публичным феноменом. Быть может, со временем мы увидим выставку и устыдимся своих шуточек над тонким и образованным человеком, жизнь положившим на то, чтобы быть со своим народом.

Искусствовед Кирилл Алексеев: У Петросяна хороший вкус, я за это отвечаю
© Daily Storm