Войти в почту

«Эта гонка непредсказуема»: осетинский гонщик «КАМАЗ-мастера» — о победе в африканском ралли

Пилот команды «КАМАЗ-мастер» Андрей Каргинов выиграл ралли-марафон Africa Eco Race в зачете грузовиков — двухнедельная гонка по дорогам знаменитого старого «Дакара» завершилась 14 января, участники преодолели около 6000 километров по территории Марокко, Мавритании и Сенегала. Теперь он и его штурман Андрей Мокеев — единственные в мире гонщики, выигравшие на грузовиках и Africa Eco Race, и «Дакар», который сейчас проходит в Южной Америке. «Это Кавказ» побеседовал с пилотом о победе, жажде острых ощущений и о том, как осетин стал известным на весь мир автогонщиком. — Конкурентов нельзя недооценивать. На Africa Eco Race было девять грузовиков, вроде не так много соперников. Но уверен: каждый из них в душе мечтал об ошибке со стороны команды «КАМАЗа», чтобы воспользоваться моментом и вырвать победу. Единственную женщину — португалку Элишабет Жасинту на грузовике «Маn» — постигла неудача: загорелась машина. Успели потушить, но Жасинту решила вернуться домой. Эта гонка непредсказуема. До последней минуты нельзя быть уверенным в исходе соревнований. Был случай в Южной Америке, когда я за девять километров до финиша проколол колесо и пересек черту на трех колесах. Это был единственный прокол за всю гонку, он стоил мне второго места. Гонщики даже говорят, что борьба начинается после семи дней заезда. Я прекрасно понимал, что впереди пески, и какая-нибудь элементарная ошибка на дюне может унести десятки минут, а то и больше. Поэтому нельзя было расслабляться. На Africa Eco Race больше половины трассы — спецучастки, труднопроходимые, просто убойные. Главной проблемой стали мавританские пески. На ровной поверхности машина просто вязнет, садится. Ну и огромное количество камней в Марокко. За всю гонку мы поменяли четыре колеса, но это вполне штатная ситуация. Победу посвятил второму сыну. Он родился 12 мая 2016 года. И всем близким, которые переживают за меня. Идеальная гонка для меня — победа 2014 года на «Дакаре», когда приходилось догонять, а потом держать лидерство над очень сильным соперником на спецучастке. Напряжение, моральное и физическое, колоссальное. Смог найти силы и поехать еще быстрее, быстрее самого себя. Такая победа запоминается. Понимаешь, что взял «ходом» — то есть не соперник тебе проиграл, а это ты у него выиграл. «Дакар» 2014-го запомнился не только напряженной борьбой с голландским пилотом Жераром Де Роем. Добавило сложностей и плохое самочувствие: буквально на второй день гонок поднялась температура до 39,4. На одном из спецучастков меня вынесли на носилках, всю ночь провел под капельницами, и до утра не было ясно, поеду я дальше или нет. Но я поехал и даже выиграл спецучасток. Легких «Дакаров» не бывает. Многие считают за честь просто добраться до финиша, не говоря уже о призовых местах. В Аргентине дождливо и температура доходит до плюс 50−60 градусов — это трудно и для человека, и для машины. К тому же в Южной Америке некоторые участки трассы находятся на высоте до 5 тысяч километров. Когда впервые столкнулись с высотой, организм очень сложно адаптировался — слабость, болела голова, тошнило, довольно неприятно: ведь надо быть в своей лучшей форме. Мы уже три года готовимся к гонкам совместно с инновационным центром Олимпийского комитета по специально разработанной программе. Когда занимаемся на тренажерах, через гипоксическую маску вдыхаем обедненный кислородом воздух. Создается имитация горных условий. На обоих континентах скорость ограничена. В Южной Америке она 140 км/ч, в Африке — 150. И ее частенько приходилось выжимать. Мы едем не сами по себе, а командой, и всегда «КАМАЗ» подстраховывает другой «КАМАЗ» — кодекс взаимопомощи на первом месте. Было обидно на «Дакаре» год назад, когда пробил поддон, задев большой булыжник — его ремонт откинул меня далеко назад. Удача для нас имеет огромное значение, мы к ней очень бережно относимся. «Шелковый путь» (международный ралли-марафон, в 2016 году прошел по маршруту Москва — Пекин. — Ред.), гонка, набирающая сейчас обороты, в каком-то смысле превосходит даже «Дакар». До сих пор она мне не покорилась. Максимальный результат, которого удалось достичь, — третье место. Хочется хоть раз быть первым. В каждом заложен потенциал победителя. Просто какие-то люди его раскрывают, а какие-то нет. Пилот Владимир Чагин недавно озвучил, что за одну из гонок до завершения карьеры скинул 12 кг. В среднем за ралли можно потерять 5−7 кг — и не только гонщикам, но и тем, кто сидит в кабине. Это и стресс, и специфика питания: утром перед стартом много не поешь, обедать не получается физически — мы в это время находимся за рулем. Так что единственный нормальный прием пищи — вечером, когда наш повар готовит домашнюю еду. Но ужином стараешься не злоупотреблять. Удачно сложившаяся гонка приносит огромное удовлетворение. Но и в обычной жизни требуется подзарядка. Зимой катаюсь на сноуборде. Еще у меня два спортивных мотоцикла. Экстремальную езду себе не позволяю, как говорят у нас в команде, «наше здоровье нам не принадлежит». Бывает, на несколько секунд можешь отвлечься и разрешить себе оглядеться по сторонам и насладиться пейзажами. Где-то боковым зрением улавливаешь красоты Южной Америки или Африки. Эти, пусть и мимолетные, картинки навсегда врезаются в память. Я один с Кавказа в нашей большой команде «КАМАЗ-мастера». Хочу приехать в Осетию в ближайшее время, надеюсь, в этом году получится. Все действующие пилоты начинали в карт-клубе. Я с занимался с 8 лет — папа привел. Потом понял, что нужно двигаться дальше, тем более под боком такая легендарная команда, как «КАМАЗ-мастер». Отец приехал в Набережные Челны на строительство завода «КАМАЗ» в 1976 году. Это, кстати, и год моего рождения, и год выпуска первого автомобиля КАМАЗ — разница между датами около недели. Мой сын Захар в этом году в соревнованиях по картингу стал чемпионом Татарстана в самой младшей возрастной категории — до 10 лет. Видно, что гонки его захватывают. Но цель — не сделать из сына Шумахера или чемпиона: в карт-клубе дети получают еще и воспитание. Не страшно ли за сына? Всякое бывает, но эмоции, впечатления, результат на финише все компенсируют, и тебе хочется этим заниматься больше и больше. У нас в городе есть осетинская община, туда ходят и мои родители, и я, и мой сын. Захар даже одно время занимался национальными танцами. Дома у меня много всего, связанного с Осетией: статуэтки, книги, даже подаренные кинжал и папаха. В прошлом году мы с супругой всех удивили. Новый 2016 год встречали по традиции на работе — а отмечаем мы очень весело, в большом зале украшаем елку, устраиваем утренники, ставим спектакли. Темой праздника на тот раз были национальные костюмы. Я и супруга надели осетинские наряды, для полноты образа у меня были даже бурка и папаха. Разучили танец на две-три минуты. Дебютировали на сцене, и всем понравилось. В конкурсе за нас отдали большое количество голосов — и Осетия победила. Было очень приятно.

«Эта гонка непредсказуема»: осетинский гонщик «КАМАЗ-мастера» — о победе в африканском ралли
© «Это Кавказ»