Войти в почту

Юрист Хаминский назвал риски при реализации инициативы о запрете езды польских фур по России

Оценку думской инициативе в комментарии "РГ" дал юрист, член комитета РСПП по международной политике Александр Хаминский.

Юрист Хаминский назвал риски при реализации инициативы о запрете езды польских фур по России
© Российская Газета

Он напомнил, что на протяжении 15 месяцев Россия не запускала режим активных контрсанкций в отношении недружественных стран. "Однако действия отдельных стран в политическом плане выходят не только за рамки разумного, но и могут оцениваться как прямое оскорбление суверенного государства. Одним из самых вопиющих примеров этому является изъятие властями Польши школьных зданий посольства России, - считает эксперт. - То есть, поляки начали бороться с детьми, лишив их общепризнанного права на образование".

По оценке Хаминского, депутаты обоснованно выступили с инициативой о введении ответных, более болезненных мер в отношении польской экономики. Предполагается, что польские фуры должны перецепляться к российским тягачам, и тогда выручка от транзита будет поступать отечественным компаниям. Предполагаемый запрет транзитных автоперевозок - только первая ласточка среди них, считает он.

Идея является здравой по смыслу, но с точки зрения наиболее эффективной реализации требует уточнений, добавил он. Юрист напомнил, что Польша является членом Евросоюза, и ее транспортные компании могут в течение короткого времени совершить формальную релокацию в Германию или Францию. Или, как вариант, заключить договор перевозки с транспортниками из соседних стран, получив от них свою долю прибыли. Так как транзит через Россию осуществляется в основном в страны Закавказья и Средней Азии, то есть дружественные или нейтральные к нам, те же поляки могут привлечь перевозчиков из этих стран, пояснил Хаминский.

"Получается, что контрсанкции, если они будут приняты согласно сегодняшнему предложению, можно будет легко обойти, - резюмировал он. - Поэтому наиболее эффективной мерой будет считаться полный запрет грузового транзита через территорию Российской Федерации силами любых иностранных компаний, тем более, что страны Прибалтики давно ввели такие меры в отношении России. Что же касается дружественных и нейтральных стран, то, чтобы соблюсти политес, ограничения следует ввести не в отношении транспортных компаний, а в отношении грузов, отправителем или получателем которых будет являться страна Евросоюза или связанные с ним государства и компании".

Ранее депутаты Государственной Думы единогласно приняли обращение в кабмин о необходимости запрета проезда польских фур по территории нашей страны, а также лишения возможности заправляться по российским ценам, установив для польских компаний стоимость топлива на уровне цен Евросоюза.