Число самозанятых увеличивается ежедневно

Россияне, зарегистрировавшиеся в качестве самозанятых, оказывают свои услуги не только гражданам, но и компаниям - и небольшим, и довольно крупным. Как показало исследование сервиса SuperJob, самозанятых для выполнения разных задач привлекает каждый пятый (20 процентов) из 1000 опрошенных работодателей.

Число самозанятых увеличивается ежедневно
© Российская Газета

Напомним, самозанятые - это работники, перешедшие на специальный налоговый режим. Они платят отчисления от профессионального дохода - 4 процента с денег, полученных от физических лиц, и 6 процентов - от юридических. Специальный налоговый режим для самозанятых граждан был введен в 2019 году. По данным Федеральной налоговой службы, за четыре года к проекту присоединились более 7 миллионов человек. Ежедневно это число увеличивается на 7,5 тысячи.

Использование компаниями сторонних работников вызвано необходимостью гибко реагировать на изменения внешней среды и снижать себестоимость продукции и услуг, отмечает доцент кафедры корпоративного управления и инноватики РЭУ им. Г.В. Плеханова Анатолий Колесников.

"Нестабильность спроса в ряде отраслей стимулирует переход к проектному формату работы, при котором содержать штатный персонал дорого и нецелесообразно. В ситуации, когда какие-то процессы, работы, услуги компания выполняет периодически, ей выгоднее привлекать самозанятых, - пояснил он "РГ". - Компании, в том числе крупные, выигрывают за счет возможности быстро закрывать вакансии в пиковые периоды спроса, а также за счет упрощения налогообложения и, в целом, оптимизации издержек, снижающей себестоимость продукции".

Работодатель экономит на том, что за самозанятого не требуется уплачивать страховые взносы, которые составляют до 30 процентов от зарплаты. Также ему не оплачивают отпуск и листок нетрудоспособности. У некоторых это может вызвать желание сэкономить на штатных сотрудниках, переведя их в новый статус. Поэтому закон защищает интересы работников, не позволяя нанимать бывшего сотрудника в качестве самозанятого в течение двух лет.

Вместе с тем, привлечение самозанятых несет и определенные сложности.

"Возрастает нагрузка на специалистов компании, особенно бухгалтерскую службу, вынужденную перед каждым перечислением оплаты самозанятому проверять его налоговый статус, своевременно получать от него чеки и проверять правильность их оформления", - отмечает Анатолий Колесников.

Как показало исследование, чаще других услугами самозанятых пользуется малый бизнес - 23 процента опрошенных компаний с числом сотрудников менее 100 человек. Среди организаций, в которых работают от 100 до 1000 человек, таких - 17 процентов, больше 1000 человек - 18 процентов.

Для малого бизнеса самозанятость - это, прежде всего, способ оптимизации налогообложения, пояснил "РГ" генеральный директор Национального института системных исследований проблем предпринимательства Владимир Буев.

"Малое предприятие с небольшим оборотом может привлечь в год несколько самозанятых и таким образом существенно снизить объем своих налогов. Особенно удобно это тем, кто работает по упрощенной системе налогообложения "доходы минус расходы", - отметил эксперт. - Крупным компаниям, чтобы снизить налоги по годовым оборотам, надо привлекать большое количество "самозанятых" (десятки и сотни). Это невозможно, так как тут важна высокая степень доверия между контрагентами".

"Для малого бизнеса такое взаимодействие является оптимальным, поскольку он не может позволить себе постоянные или большие траты, - рассказал "РГ" руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев. - Например, небольшой частный магазин не готов оформлять в штат системного администратора. Да это и не нужно, так как этот сотрудник требуется только время от времени".

Активнее всего самозанятых задействуют предприятия, занимающиеся логистикой и транспортом (32 процента опрошенных), строительные организации (29 процентов), ИТ-компании (22 процента). Самые востребованные работодателями фрилансеры - это строители и проектировщики, программисты, водители, маркетологи, дизайнеры, бухгалтеры.

"Именно в перевозках, строительстве (небольшие организации), в рекламе и маркетинге, по статистике, больше всего фрилансеров - они оформлены как самозанятые, - отмечает Артем Деев. - Поэтому бизнес из этих сфер чаще всего и берет сторонних сотрудников "на время".

Количество самозанятых будет расти и дальше, уверен Владимир Буев. Особенно это касается ИТ-сферы, где сегодня, по некоторым оценкам, не хватает около миллиона специалистов

Потребность компаний во фрилансерах также будет расти, считают эксперты. "Самозанятость выгодна бизнесу в качестве инструмента масштабирования производства и сокращения финансовых издержек, - отметил Анатолий Колесников. - Многие корпоративные заказчики убеждены, что самозанятые, сосредоточенные на конечном результате и имеющие больше свободного времени, более мотивированы, склонны к саморазвитию и повышению качества своей работы. А это, в свою очередь, делает их более продуктивными и креативными исполнителями".