Войти в почту

Из-за подорожания оборудования регионы России могут остаться без лифтов

Регионы могут остаться без лифтов. Программы капремонтов в некоторых субъектах оказались под угрозой срыва из-за подорожания лифтового оборудования. Власти сократили его закупку втрое, отмечает «Коммерсантъ».

Из-за подорожания оборудования регионы России могут остаться без лифтов
© BFM.RU

Только за семь месяцев этого года лифты подорожали на 30%, при том что в прошлом году цены на них тоже росли. На 20% к 2020-му — заявил Business FM гендиректор ассоциации «Российское лифтовое объединение» Петр Харламов. Региональные бюджеты были сверстаны исходя из совсем других цифр. И получилось, что к июлю текущего года на всю Россию состоялось только 4300 аукционов по замене лифтов. По словам Петра Харламова, это настораживающе мало:

Петр Харламов гендиректор ассоциации «Российское лифтовое объединение» «Это в два раза меньше, чем в 2020 году, пандемийном, я напомню, году, и в три раза меньше, чем в прошлом году. Технический регламент Таможенного союза «Безопасность лифтов» требует до февраля 2025 года привести в соответствие около ста тысяч лифтов. И если мы делим на года, то нам примерно нужно было ежегодно менять по тридцать тысяч лифтов в год. Мы в 2021 году восемнадцать тысяч лифтов заменили и в принципе выходили на рубеж, планировали более двадцати тысяч лифтов заменить, но видите, цифры за семь месяцев пока не дают такого оптимистического настроя».

В данном случае речь идет о массовом сегменте — то есть о лифтах в типовых российских многоэтажках. С одной стороны, около 80% всего рынка — это продукция отечественных заводов. Их только крупных в стране более 10. Но с другой — комплектующие для лифтов российского производства — не российские. Остается увеличивать бюджеты и ждать, когда будет переналажена логистика и так далее. ТАСС сообщает, что о планах выхода на российский рынок уже заявила киргизская компания «Скай индастриал групп».

Но что делать с теми лифтами, срок эксплуатации которых ждать не позволяет? По словам председателя Жилищного союза Москвы, специалиста по проблемам ТСЖ и ЖКХ Константина Крохина, ничего нового придумывать никто не будет. Это в Москве все привыкли, что лифты (после истечения 25-летнего срока эксплуатации) меняются более или менее вовремя. А многие другие регионы давно живут по принципу: прошло 25 лет — нужно менять лиф, а денег нет. И тогда в дом приходит инспекция и решает можно ли использовать этот лифт еще год? Можно. И так из года в год. Но что будет, если такой лифт все же рухнет и это приведет к трагическим последствиям — объясняет Константин Крохин:

Константин Крохин председатель Жилищного союза Москвы, специалист по проблемам ТСЖ и ЖКХ «Если на момент аварии, на момент инцидента, имеется действительное по времени, а оно выдается на один год, техническое освидетельствование, которое выдает специализированная лаборатория, то есть это не любая организация может проводить, так вот, если есть техническое освидетельствование, что оно прошло это оборудование, и произошла какая-то авария, то формально претензии к эксплуатирующей или управляющей организации не будет. Однако, если произойдет увечье, ущерб или кто-то лишится жизни, то в рамках уголовного дела органы следствия должны будут выяснить реальное состояние лифтов».

С высокоскоростными лифтами ситуация в России еще более напряженная. Они в основном были иностранными. Но эксперты утверждают, что российские заводы вскоре начнут выпускать и лифты для небоскребов и элитных домов. Нужно, опять же, просто подождать и приготовиться платить за них еще больше.