Войти в почту

Советские бренды вернутся в строй

ЗАБЫТЫЙ СОЮЗ?

Советские бренды вернутся в строй
© Мир новостей

Социология позволяет нам в динамике увидеть, как менялись численность и возраст ностальгирующих по СССР россиян от начала XXI века до нынешнего времени.

Пока в 90-е годы практически все население страны составляли советские люди, доля желающих возвращения СССР россиян была максимальной. Так, в декабре 2000 года об утраченном СССР жалели в среднем 75-80% опрашиваемых россиян. Затем доля населения, разделяющая это мнение, пошла на убыль. К декабрю 2012 года социологи зафиксировали только 49% россиян, желающих вернуть времена Советского Союза. Тогда казалось, что нет ничего странного в этом самом низком показателе за все время измерений. Ведь шансов вернуть утраченное советское геополитическое величие становилось все меньше, а пик сытой буржуазной жизни РФ приходился как раз на это время.

НОВАЯ ВОЛНА

Однако с приходом Крымской весны марта 2014 года всплеск ностальгии захлестнул всю страну. К концу того года о распаде Советского Союза сожалели 54% россиян, опрошенных «Левада-центром» (ныне - иностранный агент), а в апреле 2016 - уже 56%. Через пару лет опрос ВЦИОМа засвидетельствовал сожаление о прекращении существования СССР у 63% респондентов. Что интересно, тогда эту тоску по распавшейся стране определили термином «ностальгический прагматизм». Другими словами, тоска тоской, но респонденты-россияне понимали, что восстановить Советский Союз практически нереально.

Однако общественный запрос, тренд на усиление ностальгии продолжал расти год от года. Уже к 2020 году из 75% опрошенных россиян назвали советскую эпоху лучшим временем в истории страны.

ЛУЧШЕЕ ИЗ СССР

Мечты бывших советских людей начала 90-х годов о том, чтобы все лучшие достижения и практики СССР помогали строить современную буржуазную Россию, остались мечтами. Так называемый большой хапок разрушил многое из того разумного, доброго, вечного, что мы могли унаследовать от Советского Союза. Однако нынешнее положение страны, снова оказавшейся во враждебном окружении, заставляет сделать, как говорится, еще одну попытку, реализовать второй шанс.

Эксперты-социологи из университета «Синергия» констатируют: мечты о стабильной советской эпохе из бытового мифа трансформировались в поддерживающую терапию. В частности, люди говорят о необходимости вернуть советские бренды. Эксперт консалтингового агентства Светлана Андрееева, правда, считает, что все не так однозначно:

- То молодое поколение россиян, которое в качестве туристов заглядывает в Столовую №57, покупает диковинный «чай со слонами» в Гастрономе №1 и наслаждается фестивалем «Женщины снимают: СССР - страна победившего феминизма», имеет несколько искаженное представление о советской действительности. Можно мечтать о возвращении «москвича» и «победы», чтобы полюбоваться на них как на интересную диковинку, а затем вернуться к уже привычным брендам.

Но многие привычные западные торговые марки нам, что называется, помахали хвостиком. А вот современная политика России стала активно разворачиваться в сторону частично мобилизационной экономики, напоминающей суровые времена СССР, то есть в сторону отказа от рыночных элементов в пользу планово-командных. О плановом возрождении множества советских брендов уже объявили фактически официально. Так что пока неизвестно, в каком виде и будет ли вообще восстановлен СССР, но возрождение лучших советских брендов - дело, считай, почти решенное.

Евгений Александров.

Фото: А. Фиаловская/РИА «Новости»