Войти в почту

Каждое пятое преступление на Дону совершают кибермошенники

Ростовская область, 7 декабря 2021. DON24.RU. Проблема мошенничества по телефону и в интернете становится все острее. Ситуация значительно ухудшилась во время пандемии: Генпрокуратура РФ сообщила об увеличении числа «удаленного» мошенничества на 76% в 2020 году. При этом одинаково страдают от рук злоумышленников как жители столицы и мегаполисов, так и проживающие в небольших городах. Согласно опросу Аналитического центра НАФИ, примерно половина держателей карт сталкивается с мошенничеством, независимо от размера населенного пункта и места его расположения. Ростовская область не выделяется среди регионов по количеству подобных преступлений. Тем не менее примерно 20% криминальных действий на Дону составляют мошенничества по телефону и в интернете. «Практически каждое пятое преступление (в 2020 году – Прим. ред.) совершено удаленным доступом. В большинстве своем это мошенничества и кражи. Эта проблема актуальна для всей России: в 57 регионах удельный вес киберпреступлений превышает уровень, зарегистрированный в Ростовской области», – сообщил начальник ГУ МВД России по Ростовской области Олег Агарков на заседании регионального Законодательного Собрания. Социальные инженеры Согласно отчету Центробанка, во второй половине 2020 года большая часть мошенничеств произошла с применением методов социальной инженерии – психологического давления на человека с целью совершения определенных действий. При этом 84% процента успешных манипуляций происходят по телефону. «Человек социален, и доверие есть необходимое условие взаимодействия в обществе вообще. Правило «доверяй, но проверяй» обходится мошенниками за счет нагнетания эмоциональной напряженности, страха потерь, необходимости принятия незамедлительных решений. В то же время, многие на подсознательном, инстинктивном уровне готовы подчиняться, и этим пользуются мошенники», – комментирует доцент кафедры общей и педагогической психологии ЮФУ, к. п. н. Александр Мирошниченко. «Наиболее частый способ телефонного обмана – это фальшивые службы безопасности банка, которые указывают абоненту на то, что с его счетом была произведена попытка мошенничества. Конкретные способы отъема денег у населения варьируются: либо человеку предлагают установить специальное приложение на телефон якобы от банка (являющееся трояном, похищающим деньги, или программой удаленного доступа); либо он диктует данные своей карты, включая CVV код, фальшивому сотруднику банка, либо называет по телефону код из СМС, тем самым подтверждая перевод своих средств на чужой счет», – рассказал «Российской Газете» Сергей Кузьменко, сотрудник отдела тестирования цифровых продуктов Роскачества. Эксперт также отметил, что злоумышленники применяют разные методы социальной инженерии к разным группам населения. Например, пожилым людям они рассказывают о «выгодных» предложениях Пенсионного фонда или банка, а молодежь привлекают «легкими» деньгами. По данным пресс-службы МВД России по Ростовской области, за сентябрь – октябрь в регионе с помощью социальной инженерии был совершено 17 крупных хищений на сумму от 18 тыс. до 3,5 млн рублей. Кто становится жертвами? ЦБ в отчете «Основные типы компьютерных атак в кредитно-финансовой сфере в 2019–2020 годах» составил типичный образ жертвы «удаленных» мошенников. Почти в половине случаев это человек старше 50 лет. Чаще всего – женщины. Среди основных групп жертв ЦБ выделил школьников, студентов, домохозяек и людей «серебряного возраста». По словам психолога Александра Мирошниченко, особенно доверчивой группой, действительно, являются люди старше 50 лет. Во-первых, сказывается воспитание в СССР с высокой цензурой источников информации, отсутствием причин не доверять ей. Во-вторых, непонимание многих технических нюансов банковских переводов, сохранности персональных данных. Демографическую статистику жертв в Ростовской области региональное МВД не предоставило. Однако по записям пресс-службы о 17 крупных хищениях за последние два месяца можно сделать вывод о соответствии статистики ЦБ происходящему в нашем регионе. Чаще всего на Дону жертвами мошенников по телефону и в интернете становятся люди пожилого возраста и домохозяйки. Справедливость не всегда торжествует За первые шесть месяцев 2021 года мошенники украли почти 6 млрд рублей со счетов россиян. При этом банки возмещают потери лишь в 7% случаев. Остается только надеяться на поимку преступников правоохранительными органами. Следует отметить, что половина опрошенных ростовчан (42%) считают, что защищать граждан и бороться с телефонным и интернет-мошенничеством должно государство. Треть участников опроса уверены, что ответственность несут только сами люди. «Результаты раскрытия киберпреступлений увеличились в полтора раза, в том числе на 48% – кибермошенничеств и на 36% – краж с банковских счетов. Наиболее яркий пример нашей работы – задержание в Подмосковье участников межрегиональной преступной группы, которые через звонки от имени служб безопасности банков совершали хищения денежных средств с банковских счетов граждан. На территории области подтверждено 35 эпизодов их преступной деятельности», – сообщил Олег Агарков. Главным методом противодействия этому виду преступлений в МВД называют работу с населением. В 2020 году региональным отделом было размещено более 4000 инфоматериалов, включая 21 телевизионный ролик и профилактический фильм. Но все же большая часть дел, связанных с мошенничеством в интернете и по телефону, остается нераскрытыми. И россияне продолжают терять десятки миллиардов рублей ежегодно. Даниил Скрягин ИА «ДОН 24»

Каждое пятое преступление на Дону совершают кибермошенники
© Don24.ru