Войти в почту

В мире дефицит рабочих рук. В чем причина?

По мере того, как экономики открываются после локдаунов, работодатели США, Великобритании, Канады, Австралии и некоторых стран Европейского Союза не могут найти нужных работников. И это на фоне относительно высокого уровня безработицы. Amazon не хватает 150 тысяч сотрудников — столько же, сколько и другому ретейлеру Walmart, UPS не хватает 100 тысяч человек, а FedEx — 90 тысяч работников.

В мире дефицит рабочих рук. В чем причина?
© BFM.RU

В сентябре 2021 года уровень безработицы в США снизился до 4,8% с 5,2% в предыдущем месяце. Однако все равно это намного выше допандемийного показателя в 3,5%. Одновременно с этим перед пандемией уровень активности, то есть доля работающих или ищущих работу людей составляла 63,3%, а теперь она составляет 61,6%. Нанять новых сотрудников стало сложнее, говорит профессор политологии и международных отношений Университета штата Теннесси Андрей Коробков:

Андрей Коробков профессор политологии и международных отношений Университета штата Теннесси, доктор экономических наук «Произошла значительная перестройка рынка трудоустройства. Люди не хотят идти на низкооплачиваемую работу в сфере услуг, в магазинах и так далее. Это и перестройка на доставку на онлайновые форматы. Во-вторых, меняется секторный спрос. Во время пандемии примерно 40% работников были переведены на онлайн. Это, кстати, очень сильно повлияло и на рынок жилья. Начался отток из городов северо-востока в такие районы, как, например, Флорида».

Amazon, Walmart, UPS чаще нанимают людей на временную и достаточно низкооплачиваемую работу. Дефицит таких сотрудников вызвало закрытие границ во время пандемии, считает завкафедрой экономики труда и персонала экономического факультета МГУ имени Ломоносова Татьяна Разумова:

Татьяна Разумова завкафедрой экономики труда и персонала экономического факультета МГУ имени Ломоносова «Это все-таки закрытые границы, снижение доли трудовых мигрантов, которые традиционно занимали определенные ниши, низкоквалифицированный труд. Коренное население, несмотря на безработицу, не торопится занимать эти ниши, потому что традиционно это считается непрестижной работой».

Но, например, американская компания в сфере логистики GXO, которой сейчас требуется девять тысяч сотрудников и предпочтительно на постоянной основе, утверждает, что за последние восемь месяцев она почти удвоила минимальную почасовую зарплату и предлагает бонусы и льготы: медицинское страхование, пенсионные взносы, обучение в университете. Но все равно не может мотивировать людей на то, чтобы они оставались в компании надолго.

У людей сменилось поведение при выборе работы, считает словацкий экономист, директор аналитического центра Comenius Analytica Владимир Бачишин:

Владимир Бачишин словацкий экономист, директор аналитического центра Comenius Analytica «Многие люди не хотят вернуться в эти профессии, потому что они связанны с такой опасностью: «Опять я устроюсь поваром, опять закроют рестораны, и мне негде будет работать!». Это наблюдается и в Чехии, и в Словакии. Очень большой недостаток дальнобойщиков. Я, например, знаю, что в России есть товары, которые нужны в нашей стране, и некому их переправить. На это влияет то, что сейчас слишком сложные процессы, связанные с перемещениями».

Можно было бы предположить, что поскольку в некоторых странах, как в США, не существует понятия минимальной зарплаты, работодатели предлагают слишком мало. Даже во Франции, где минимальная зарплата фиксируется государством и чистыми составляет порядка 1,3 тысячи евро, теперь — недавно неслыханное дело — прямо на улице, а не в бюро по трудоустройству стали появляться объявления о найме. Британская аудиторская фирма Deloitte объясняет происходящее на глобальном рынке труда, в частности, тем, что повышенный риск заразиться COVID-19 сделал некоторые виды работ более рискованными. При этом этот повышенный риск работникам никак не компенсируется. Опрос американцев показал, что в июне более трех миллионов человек сидели на пособии по безработице только из-за страха заразиться или заразить пожилых родственников и тех, кто по каким-то причинам не может вакцинироваться. Еще один немаловажный фактор, выделенный Deloitte: снижение возможности получить доступные услуги по уходу за детьми — детских садов и нянь. Из-за этого многие работавшие до пандемии матери по всему миру переквалифицировались в домохозяек.