Войти в почту

Казах, Россию любишь? Вот тебе 7 лет тюрьмы. Путин и Назарбаев не помогут - не Депардье

Политзаключенный Ермек Тайчибеков сразу после обвинительного приговора суда обратился в посольство РФ в Казахстане с просьбой предоставить ему российское гражданство (копия заявления есть в редакции). В российской дипмиссии по этому поводу уже прошло совещание, сообщили источники «СП». Его результат пока неизвестен.

Казах, Россию любишь? Вот тебе 7 лет тюрьмы. Путин и Назарбаев не помогут - не Депардье
© Свободная пресса

«В 2015 году меня осудили к 4 годам лишения свободы. В 2021 году меня снова осудили, но уже к 7 годам лишения свободы. События и состава преступления нет, - объяснил ситуацию Тайчибеков. - Есть истинная подоплека — это мое положительное отношение к Российской Федерации, к Кремлю, к Путину В.В.». Он отметил, что это уже не первая его просьба о предоставлении гражданства РФ.

Специальный сюжет о Тайчибекове в контексте поднявшейся в Казахстане волны русофобии, вышел в эфире телепрограммы «Время покажет» на федеральном Первом канале. Упомянул дело Тайчибекова и глава Россотрудничества Евгений Примаков. А вот запрос «СП» в пресс-службу этого ведомства о мерах, которые там намерены предпринять, пока остается без ответа.

Приговор Тайчибекову особенно удивляет, на фоне мягкой реакции властей Казахстана на самодеятельные «языковые патрули», в ходе которых местные националисты принуждали пожилых русских извиняться на камеру за недостаточное знание казахского языка. Их инициатора — блогера Куата Ахметова, наказали штрафом. Хотя могли бы и про разжигание межнациональной розни вспомнить. Забыли, видимо.

Череда такого рода инцидентов в Казахстане вывела проблему на политический уровень. В Госдуме оперативно разработали законопроект, который позволит запретить въезд в РФ иностранцам, проявившим ненависть или вражду к русскоязычному населению. Правда, левая оппозиция, считает его мягким и настаивает на пожизненном запрете для русофобов.

В Нур-Султане с ответом тянуть не стали и назначили на пост замминистра информации чиновника, имеющего репутацию «борца с русским колониализмом». Подобная конфронтационная линия официального Казахстана может обнулись серьезные политические и экономические договоренности, достигнутые между президентом Путиным и Токаевым в ходе переговоров в Кремле.

О перспективах дела и судьбе Ермека Тайчибекова «СП» поговорила с его защитником, адвокатом Алма-Атинской городской коллегии адвокатов Оксаной Буряк.

- Я присоединилась к защите Тайчибекова моим коллегой — Галымом Нурпеисовым на стадии судебного разбирательства. Из материалов дела понятно, что вина его не доказана, много грубых нарушений Уголовно-процессуального кодекса и даже нет заявителя. Есть только рапорт, а значит, непонятно на каком основании было возбуждено уголовное дело и начато досудебное расследование.

На мой взгляд, там вообще нет состава преступления, предусмотренного статьей 174 УК РК о возбуждении национальной розни. Как только получим приговор, мы его обязательно обжалуем.

«СП»: - Как проходил процесс?

- Судебное разбирательство проводилось в онлайн-режиме. Дело рассматривалось очень быстро, суд почему-то торопился поскорей закончить. Последнее слово Ермеку предложили сказать сразу после прений, но он себя плохо чувствовал и его перенесли на другой день. Свое последнее слово Ермек говорил три часа. Во время процесса он не раз говорил, что вряд ли выйдет из заключения, что его там убьют. Реакцию суда из-за специфики онлайн-трансляции мы, адвокаты, видеть не могли. Ермек не строил иллюзий относительно приговора, но все-таки до конца надеялся на справедливость.

«СП»: - Помню, что во время следствия помимо экспертизы, проведенной в Казахстане, была также экспертиза, проведенная в России. Кажется, ее выводы были благоприятны для защиты. Она суду предъявлялась, оценивалась судом?

- Конечно, как только мы ее получили, то приобщили к материалам уголовного дела. Затем ее отправили на дополнительную экспертизу в Нур-Султан (бывшая Астана и Целиноград — авт.). Документы там пролежали месяц, после чего пришел ответ о невозможности провести экспертизу из-за отсутствия экспертов. После этого дополнительная экспертиза была проведена в городе Шымкент. Как суд оценил ее результаты, чем суд руководствовался, мы узнаем только после получения текста приговора. Во время допроса экспертов было видно, что их личное отношение к Ермеку отрицательное.

«СП»: - Судебное разбирательство и вынесение приговора Ермеку проходили на фоне волны так называемых «языковых патрулей»...

- Возмущает тот факт, что молниеносной реакции государства на эти безобразия не было. После прений на процессе Ермека инициатора «патрулей» Куата Ахметова задержали, оштрафовали... Я буду впредь следить за развитием этой истории. Мне очень интересно, чем она закончится. Потому что именно в случае этих «патрулей» я вижу разжигание межнациональной розни.

Ермек же выступал совершенно за другое — за то, чтобы русскоязычное население не ущемляли. А со стороны Ахметова как раз шли призывы бороться с русскоязычным населением.

«СП»: - Тайчибеков обратился к России с просьбой дать ему российское гражданство. Как, по-вашему, это может повлиять на судьбу политзаключенного?

- Сейчас все наши взоры обращены на Россию. Мы ждем поддержки Москвы, потому что человека осудили незаконно. Очень надеемся, что если ему дадут российское гражданство, и его судьба резко изменится к лучшему. Семь лет строгого режима — это за гранью.

- Предоставление Ермеку по его заявлению гражданства РФ, на мой взгляд, было бы хорошим прецедентом, - считает главный редактор информационного портала «Русские в Казахстане» Илья Намовир. - Хотя согласно текущему российскому законодательству оснований для выполнения просьбы Ермека нет – он не подходит ни под одну категорию людей, которые могут рассчитывать на упрощенное получение российского гражданства. Но мы также знаем про случаи, когда люди получали российское гражданство за считанные дни по личному поручению президента.

И хотя я, к своему сожалению, сомневаюсь, что российская бюрократическая машина отнесется к нему так же как к Жерару Депардье или Стивену Сигалу, но его обращение - это хороший повод для внесений изменений в законодательство о гражданстве, в котором обязательно должна быть прописана возможность срочного принятия в гражданство РФ людей, имеющих активную гражданскую пророссийскую позицию, поддерживающих русскую культуру и русский язык и подвергающихся непосредственной опасности из-за этой своей деятельности.

«СП»: - Всплеск национализма в Казахстане явно подталкивает российское государство к более энергичным действиям. Есть сомнения в том, что «языковые патрули» не поддерживаются властями РК...

- События последних дней наглядно продемонстрировали вектор национальной политики в Казахстане. Инициатор «языковых патрулей» получил за свою деятельность лишь штраф в 145 тысяч тенге (примерно 25 тыс. рублей) и уже призвал своих сторонников помочь ему с оплатой оного.

А Ермек, всего лишь делавший время от времени неоднозначные заявления (которые, тем не менее, никогда не переходили грань закона и элементарной культуры), получил семь лет тюрьмы строгого режима.

Оба этих события произошли в один день и явно неслучайны. Это прямой намек для всех сторон: кто для казахстанской власти враг, а кто друг. Единомышленник Куата Ахметова, некто Диас Кузаиров, в своем видеообращении открытым текстом сказал, что его попросили приостановить свою активность «пока в России выборы не пройдут». Так что ждать ничего хорошего не приходится.

По мнению члена правления Федеральной национально-культурной автономии казахов России, адвоката Международной коллегии адвокатов Петербурга Мухтара Антеева, российское гражданство поможет Тайчибекову выйти на свободу.

- Мне известно, что Ермека Тайчибекова осудили за его в принципе безобидную деятельность.

Если он, находясь в заключении, получит российское гражданство (сомневаюсь, что это случится, но вдруг дадут, особенно с учетом того, что он обращался ранее), это не будет являться основанием для его освобождения в Казахстане. Однако он будет вправе обратиться с заявлением о том, чтобы отбывать наказание, полученное по приговору суда Казахстана, на территории России. И тогда его могут перевести в Российскую Федерацию, где он может рассчитывать на освобождение.

«СП»: - Политический фон для решения вопроса с гражданством Тайчибекова, не самый лучший. «Языковые патрули» в Казахстане навели шороху. Вы, как один из лидеров казахской диаспоры, встречали нечто подобное в России?

- В России я ни с чем подобным не сталкивался. Факты, о которых мы слышали в последнее время в Казахстане, меня удивляют и шокируют. Раньше таких проблем там не было. Большинство казахов, по крайней мере в городах, особенно в крупных, между собой разговаривают на русском языке. Непонятно, откуда взялись эти провокаторы. Может быть, кто-то пытается раскачать ситуацию?

Правоохранители, власти могли бы более оперативно реагировать на эти «патрули». Чтобы никто не брал пример с этих провокаторов. Зачем ждать резонанса? Надо сразу пресекать разжигание межнациональной розни. Иначе, некоторые люди могут воспринимать это как призыв к действию. Хотя этот Куат сам по себе никто, не занимает никакой должности, полномочий ему никто не давал.

Его действия противоправны, не законны. На мой взгляд, в его действиях есть состав преступления. Правоохранители должны дать этому оценку. Правильно, что его задержали, предъявили обвинение.