Войти в почту

«Народная команда» теряет очки, деньги и перспективы

Начнем с главного: за отчетный финансовый год доход столичного футбольного «Спартака» упал на 10%. А чистый убыток вырос в 2,4 раза. Чтобы было понятнее, приведём всё не в процентах, а в более понятном простому человеку денежном эквиваленте.

«Народная команда» теряет очки, деньги и перспективы
© Свободная пресса

Так вот, по итогам 2020 года выручка красно-белых составила 4,87 млрд. рублей. Годом ранее цифры были гораздо лучше— 5,4 млрд. А упомянутый выше чистый убыток скакнул — с 803 миллионов рублей до 1,93 млрд! То есть за истекший год «народная команда» потеряла более миллиарда. Этот отрицательный показатель стал рекордным за последние 16 лет, с 2004-го, с того момента, как в клуб зашёл «Лукойл» и, собственно говоря, Леонид Федун. Формально это произошло в 2003 году, но понятно, что нужно было время для выравнивания финансовой ситуации. Тем более, что окончательно пакет акций был выкуплен весной 2004 года.

Главную причину такой плачевной ситуации руководители «Спартака» и, скорее всего, объективно, видят в пандемии коронавируса, которая отразилась на всей футбольной отрасли. Эпидемия значительно снизила доходы клубов от продажи билетов. А еще — урезала спонсорские поступления и другие источники прибыли.

Сам Леонид Федун весной 2020 года заявлял: «Клуб теряет много денег. Условно говоря, если у нас месячная выручка составляет порядка полмиллиарда, то вот и считайте. Надо просто определиться, когда же будет завершен карантин. Если мы видим, что это больше двух месяцев, то пора закрывать чемпионат и пытаться договариваться с игроками по контрактам».

Контракты на период остановки тренировочного процесса большинство клубов понизило, договорившись со своими футболистами. Среди них был и «Спартак», срезавший выплаты на 40%. Однако, как видим, серьезных потерь избежать не удалось. Даже несмотря на довольно либеральное отношение Роспотребнадзора к квотам по заполняемости трибун на футбольных матчах. Остается только гадать о размере убытков, которые были бы при полном запрете зрителям ходить на футбол.

Впрочем, как пострадала не только футбольная, но и вся спортивная индустрия, не только в стране, но и в мире – тема отдельного расследования.

А применительно к красно- белым, чего уж греха таить, клубу с самой большой болельщицкой аудиторией в стране, эта ситуация интересна и в другом ракурсе.

Дело в том, что летом 2019 года Леонид Арнольдович буквально взорвал отечественное медиапространство, выдав громадное программное интервью, в котором пообещал в 2023 году отдать клуб болельщикам.

Если кому-то по каким-то причинам не хочется целиком освежить в памяти, а может, и ознакомиться с программным заявлением Федуна то, в принципе, его революционное интервью, по сути, можно уместить в несколько цитат:

«Самое страшное в том, что ты тратишь свои деньги, а взамен получаешь постоянную нервотрепку. Когда «Спартак» побеждает, тебя ненавидят болельщики клубов, которые ты победил. Когда «Спартак» проигрывает, тебя ненавидят вообще все».

«Глобальная задача именно в том, чтобы через пять лет клубом управляли его болельщики — самые преданные и, как они считают, самые компетентные в стране».

«А я стану простым болельщиком, как и все остальные. У меня не будет права блокировки решений и результатов выборов. Правда, после этого в «Спартаке» уже не будет и моих личных денег».

«В итоге пришли к мнению, что «Спартак» — народная команда и она должна управляться народом. Контрольный пакет акций «Спартака» мы передадим в некоммерческую организацию, а её членами будут все поклонники клуба. Условно: у нас есть 20 тысяч активных болельщиков, покупающих абонементы и посещающих матчи в течение долгого времени. Они и будут в приоритете. Для регионов мы разработаем отдельную программу, где будут членские взносы. И все эти люди получат право голоса, например, при выборе президента «Спартака» в 2023 году. Они также смогут определять дизайн формы, трансферную политику – всё, что угодно».

Другими словами, Федун как бы предложил болельщикам поменяться с ним местами: если вы не принимаете то, что делаю я, управляйте клубом сами. Заодно узнаете, насколько это сложно.

Кстати, до заявления владельца клуба, ещё в 2016 году подобный процесс инициировался снизу — был даже создан сайт kupispartak.ru. После регистрации болельщикам рассылались анкеты с вопросом, сколько они готовы потратить на «Спартак». О выкупе 100% акций речь не шла — только о модели, при которой у фанатов будет право голоса. Но затея провалилась — инициаторам проекта, предпринимателям Антону Медведеву и Георгию Косицыну, просто не поверили, решив, что все это — какая-то финансовая пирамида.

Однако в нынешнем году подобные разговоры стали затихать. Поначалу на фоне той же самой пандемии представители «Спартака» заявили, что могут быть сдвинуты сроки проекта, который предусматривает передачу контрольного пакета акций клуба в некоммерческую организацию, членами которой будут поклонники клуба. Комментируя информацию о том, что руководство в данный момент не ведет работу по передаче клуба в управление болельщикам к 2023 году, директор департамента по связям с общественностью красно-белых Антон Фетисов заявил Sport24: «Глобально от проекта вовлечения болельщиков в жизнь и работу никто не отказывается. Однако, в связи с пандемией и понесёнными убытками сроки могут быть сдвинуты. Первоочередная задача клуба – покрыть экономические потери и сбалансировать бюджет. «Спартак» намерен увеличить участие болельщиков в жизни клуба».

Это, кстати, уже происходит. Болельщики в руководство клуба действительно привлечены. Вернее, болельщица, которой можно без иронии гордиться. Это очень часто упоминаемая Зарема Салихова, которая считается близким человеком вице-президента «Лукойла». Она действительно имеет влияние не только на владельца, но и на организацию работы в клубе и стал более медийной личностью, нежели сам руководитель самой популярной команды.

Не исключено, что она и станет со временем тем самым президентом, которого «выберет народ». В её окружении и Леонид Арнольдович уже не выглядит таким усталым, недовольным и немного потерянным, каким был год-полтора назад. Поэтому, своё решение может и поменять, ну или скорректировать. Тем более, и миллиард потерянный надо как-то вернуть…