«Продразверстка 2.0»: фискалы отберут у нищих россиян последние гроши

Когда в конце прошлого власти объявили о намерении ввести в 2021 году ряд новых налогов для бизнеса и граждан, опрошенные «СП» эксперты предупреждали – поскольку с крупного бизнеса сейчас взять особо нечего, за исключением нескольких компаний из разряда нашего «национального достояния», то с малым бизнесом, разговор пойдет в духе «ребята, вы чего-то мало платите в казну». И в связи с этим и без того драконовские санкции в отношении тех, кто уплатил налог не полностью или не вовремя, ужесточатся.

«Продразверстка 2.0»: фискалы отберут у нищих россиян последние гроши
© Свободная пресса

А еще, отмечали тогда эксперты, у нас есть население, которое ходит и вообще платит еще меньше. Так что основная «движуха», предположили они, начнется в сфере взимания подоходного налога и внедрении в банковскую сферу всяких информационных технологий и контролирующих цифровых систем, которые так любит господин Мишустин

И ведь как в воду глядели! Опубликованный недавно «План деятельности ФНС России на 2021 год» вместил в себя все озвученные экспертами опасения.

Судите сами.

Во-первых, в 2021 году Федеральная налоговая служба собирается запустить на полную катушку частично работавшую в 2020 году так называемую цифровую платформу оценки налогоплательщиков, базирующуюся на технологии блокчейн. Она, по замыслу налоговиков, нужна для ускорения и удешевления выдачи банковских кредитов для бизнеса.

Во-вторых, они намереваются наделить некоей «новой функциональностью» появившийся в прошлом году реестр получателей господдержки среди субъектов малого и среднего предпринимательства, которая даст возможность корректировать меры этой самой поддержки на регулярной основе.

В-третьих, ФНС планирует разработать концепцию информационной системы «Налог-4», которая позволит проверять все цепочки уплаты НДС в автоматическом режиме. Таким образом, утверждают налоговики, будет поставлен жесткий заслон на пути махинаций по возврату налога на добавленную стоимость (НДС), по которому пытается идти бизнес, чуть ли не бесконечно дробя цепочку контрагентов.

Не будут забыты и граждане. В содружестве с Минтруда и Пенсионным фондом России ФНС готова запустить пилотный проект стоимостью 167 миллионов рублей на основе собственной автоматизированной информационной системы «Налог-3» и информационной системы ЕГР ЗАГС.

В его рамках будут разработаны механизмы формирования реестров состава семей и домохозяйств со сведениями об их налогооблагаемых доходах и имуществе. Информация из них будет поступать в Единую государственную информационную систему социального обеспечения (ЕГИССО), содержащую сведения о других видах доходов от ПФР и органов соцзащиты населения: пенсиях, соцпособиях, выплатах и так далее. В ФНС подчеркивают, что целью проекта является совершенствование принципов адресности социальной помощи, чтобы обеспечить ее доведение до действительно нуждающихся в ней семей, а «фискальная функция» в нем не задействована.

«Действительно ли наши фискалы озаботились-таки благосостоянием народа и бизнеса, или же под благовидным соусом экономической поддержки нас в очередной раз обдерут как липку?» - поинтересовалась «СП» у экспертов.

- Подобного рода системные ужесточения очень хороши тогда, когда экономика интенсивно и мощно растет, и при этом, условно говоря, «жирует», когда она накачана деньгами сверх меры, а кредитные предложения превышают все возможности потребительского спроса, – поделился своим мнением о планах ФНС на 2021 год эксперт Столыпинского клуба, член правления «Деловой России» Николай Остарков. – Но когда мы имеем дело с кризисом, то, по моему мнению, лучше все-таки дать бизнесу какое-то время и не замечать того, как он в попытках выжить выстраивает какие-то полубелые схемы.

Страшно не то, что такие меры анонсируются в принципе, такую систему строить-то когда-то нужно, само по себе это довольно полезное начинание. Страшно то, что вот именно сейчас у нас, по сути, телега ставится впереди лошади. Определяя налоговую политику, надо отталкиваться от смысла, от понимания сетевых возможностей экономики, а когда мы не понимаем сути экономических процессов в малом бизнесе, не знаем, какие его сферы рентабельны, в каких районах страны он вообще возможен, какое налогообложение он может вообще выдержать и так далее, мы, образно выражаясь, ищем часы не там, где потеряли, а там, где светлее. Придерживаясь же взгляда на всю экономику малого и среднего бизнеса как на какую-то кривую и «гаражную», внедрение подобных ужесточений рискует подрезать практически на корню ростки любого перспективного предпринимательства, а ведь даже Apple в свое время начинался в гараже.

«СП»: - То есть на практике вместо реального улучшения ситуации новые намерения ФНС рискуют привести к тому, что весь оставшийся в живых после эпидемии коронавируса бизнес окончательно загнется?

- Учитывая, что в планах ФНС на 2021 год подразумевается тесное сотрудничество с правоохранительными органами, подозреваю, будет больше уголовных дел, больше, так сказать, «наездов», – предположил председатель Национального союза защиты прав потребителей Павел Шапкин. – Больше людей окажется в местах, как у нас принято говорить, не столь отдаленных, просто потому, что они отважились в столь непростое время в России вести какой-то бизнес.

У нас же, по сути, просто наступает самый настоящий военный коммунизм, только с поправкой на нынешние реалии рынка. То есть вводится самая настоящая продразверстка, при которой за укрывательство нескольких мешков пшеницы могут без суда и следствия упечь куда-нибудь на Соловки, с той лишь разницей, что вместо пшеницы – живые деньги. Как будто это деньги не Банк России эмитирует, а непосредственно бизнес с гражданами. Ну если государству требуются деньги, пусть напечатает, сколько нужно, и дело с концом. В правительстве опасаются разгона инфляции после этого, но почему же тогда в Америке-то ее нет при том, что они там по 3-4 миллиарда долларов в свою экономику ежегодно эмитируют? Там нет, а у нас тогда откуда взяться должна?

«СП»: - А что насчет доходов домохозяйств и учета имущества семей? Складывается ощущение, что таким образом государство стремится не наладить адресную помощь, потому что по совести-то в России сейчас в господдержке нуждаются практически все семьи, за исключением разве что чиновничьих и олигархических, а пытается банально сэкономить на социальной помощи.

Причем на фоне масштабов нашего бюджета и размеров Фонда национального благосостояния экономия выглядит грошовой, и от того более мелочной в глазах не посвященных в экономические дебри нашего Минфина который год беднеющих россиян.

- Здесь я с вами согласен, это намерение действительно, как мне кажется, связано с желанием поменьше дать, – заявил президент Союза предпринимателей и арендаторов России Андрей Бунич. – Этот подход неправильный: а давайте-ка сосчитаем, что у кого есть, у тебя корова, у тебя коза, а у твоего родственника мотоцикл, да ты вообще богатый, оказывается, какую же тогда помощь давать. По сути, придумывается просто масса критериев, по которой можно отказать человеку в социальной поддержке.

Во-первых, это будет злить людей – зачем же считают буквально каждый грош, чтобы в итоге ничего не дать? Во-вторых, это же все надо администрировать и оценивать, а это отвлечет внимание от действительно серьезных дел с утаиванием действительно больших налогов.

«СП»: - Есть какие-то более действенные рецепты на предмет того, как отладить нашу налоговую систему, чтобы и фискалы, так сказать, были сыты, и домохозяйства целы?

- Будь моя воля, я бы принял такое решение – если доход человек не дотягивает до какого-то определенного уровня, налоговая служба вообще не должна держать его в поле зрения. Давно бы надо ввести какой-то налогонеоблагаемый минимум, причем установить именно заявительный характер – если человек об этом заявляет сам, и обратное не доказано, то и не надо за ним бегать, его ловить, учитывая, что у нас и так невысокий уровень жизни. Подрабатывают люди где-то понемногу? Да и бог с ними, пускай подрабатывают, не надо к ним лезть, не надо сразу создавать проблему неуплаты налогов.

Вот эти подработки, думаю, надо наоборот узаконить как скрытую форму поддержки населения в кризисные времена. Пусть уже люди делают, что хотят, если это помогает им выживать и не переходит за какие-то установленные пределы. Какая уже, собственно, разница, кому и какие копейки они там перечисляют в кризис? А вот если они уже как-то, так сказать, поднимутся, и будет видно, что у них там какие-то серьезные средства появились, вот тогда и включайте их на здоровье в свои реестры.

Если это реализовать – минимум половина населения страны могла бы тогда спокойно жить и облегченно вздохнуть, а налоговики занялись бы более серьезными делами.