Войти в почту

Армянский исход: Отъезд сотен тысяч человек превратит страну во вторую Абхазию

На фоне масштабного политического кризиса в Армении, возможны два сценария развития страны, считает экс-владелец инвестиционной компании «Тройка Диалог» Рубен Варданян. Один из них предусматривает масштабный отток населения: из 3 млн. жителей 200 тыс. собираются покинуть Армению уже в этом году, а еще 200–300 тыс. думают об этом.«Есть вариант, что мы можем стать очень тихим, не очень таким активным местом, где останется 1,5–2 млн. человек, куда будут присылать те же самые $2 млрд. помощи (от армянской диаспоры за границей. — РБК). Люди будут жить лучше, потому что на меньшее количество людей будет приходить больше денег, потому что больше людей уехали. Это будет такая, я сказал бы, страна, похожая на Абхазию», — предположил Варданян.При этом, по его мнению, все еще возможен другой сценарий, при котором Армения станет уникальным успешным примером взаимодействия государства и общества. Однако в этом случае, как считает бизнесмен, необходимо более активное участие диаспоры в жизни страны. «Не просто из Москвы, из Питера, из Парижа или из Лос-Анджелеса критиковать и говорить, как здесь плохо. Или послать небольшую сумму денег и чувствовать, что их совесть чиста. Готовы ли они встать, приехать? Причем приехать не на должности министров, а приехать в деревню», — задался вопросом Варданян.

Армянский исход: Отъезд сотен тысяч человек превратит страну во вторую Абхазию
© Свободная пресса

Интересные предположения. Во второе верится с трудом, а вот первое - более вероятно. Как и то, что поедут люди в основном не в США или Францию, а в Россию.

С другой стороны, насколько авторитетны суждения Варданяна?

- Рубен Варданян — успешный бизнесмен, который не привык бросаться словами на ветер, — поясняет доцент Финансового университета Геворг Мирзаян.

— Не политик, которому нужно зарабатывать очки и ни в коем случае не говорить ничего такого, что оскорбит гордость армян, а человек, который в данном случае режет правду-матку. Режет по живому, говорит, что видит — и это хорошо. Иногда народу, окуклившемуся в собственных фантазиях, эта правда нужна. Своего рода шоковая терапия.

Конечно, в реальности сценариев больше. Не исключен приход к власти в стране нормальных технократов, которые наведут порядок, поднимут экономику, вернут стабильность и сделают страну привлекательной для жизни. Просто Варданян, по всей видимости, не верит, что такие политики есть внутри Армении — политическая среда страны слишком коррупционна для этого.

«СП»: — По словам Варданяна, жители Армении выбирают не по позитивной повестке, а по принципу лишь бы не было того или другого. Так ли это?

— Не сказал бы. Дело в другом. У армян аллергия на слово «бывшие» — отчасти потому, что бывшие действительно оказались неэффективными, а отчасти потому, что эту мысль у них в голове воспитал сам Пашинян, сбрасывая на бывших все грехи. Отсюда протестная повестка – «кто угодно только не…». Вот и выбрали кого угодно — Пашиняна. Сейчас рейтинг премьера, по некоторым данным, 15%-20% максимум. С таким не правят. А вот у кого рейтинг больше, можно будет понять только по итогам досрочных выборов.

«СП»: — Разберем первый сценарий. В стране останется 1,5–2 млн. человек, куда будут присылать те же самые $2 млрд. помощи? Насколько это реально и так ли плохо для страны?

— Да, это плохо. Это депопуляция. Это сузившийся рынок. Это низкая облагаемая база. Это (если уедут лучшие) необразованный электорат, выбирающий себе такого же необразованного премьера. Это, в конце концов, безнадега и отсутствие патриотизма. Желание свалить является лучшим стимулом для того, чтобы отвертеться от необходимости защиты своей земли.

«СП»: — Куда поедут люди? В основном в Россию?

— Если этот сценарий сбудется, то да. На Россию у них есть деньги, Россия им в культурном и языковом плане близка. Россия готова их принимать. У некоторых уже есть российское гражданство.

«СП»: — А второй сценарий? Много ли представителей диаспоры, которые готовы приехать в Армению и делать что-то для страны, живя в ней?

— Конечно немного. Тут работает принцип «курица или яйцо». Мало кому хочется менять размеренную, устоявшуюся жизнь на лотерею. Вот, для примера, успешный армянский бизнесмен, работающий во Франции. Он патриот, все бросил и приехал делать бизнес в Армении. И тут же увидел, что от его способностей тут мало что зависит - нужно давать поборы чиновникам, уважать родственников чиновников, не лезть в сферы интересов олигархата. «Нуегонафиг», подумает этот способный армянин и вернется домой - то есть на чужбину, где у него уже все устоялось, где бытовая коррупция минимальна и где талантам дают дорогу.

Были же прецеденты, когда диаспоры инвестировали в Армению, но сталкивались с дикой коррупцией и неэффективностью, после чего поток денег со словами «нуегонафиг» прекращался.

— Если опираться на данные исследований, проведенных армянским представительством GALLUP International Association, в стране на середину февраля наблюдалась консервация общественных настроений, — отмечает ведущий аналитик Агентства политических и экономических коммуникаций Михаил Нейжмаков.

— Доля считающих, что Пашинян должен уйти в отставку, была максимальной после подписания трехстороннего заявления о прекращении огня на момент проведения опроса 25 ноября-2 декабря 2020 года (45,3%). С тех пор она, правда, незначительно снизилась, достигнув на 15-17 февраля 2021 года показателя 43,6%. Доля опрошенных, считающих, что действующий премьер Армении должен сохранить свой пост, также была минимальной на рубеже ноября-декабря 2020 года (37,8%) и незначительно выросла в феврале 2021 года (до 38,8%)

При этом Пашинян все же достаточно харизматичный политик-популист. Как правило, после прихода к власти политиков такого типа многие наблюдатели ждут, что первые же серьезные трудности обрушат его общественную поддержку до минимума. Но в реальности такие политики чаще способны сформировать вокруг себя твердое и достаточно устойчивое ядро сторонников, которые будут оправдывать своего лидера даже в кризисной ситуации, в случае его неудач или непопулярных решений. Поддержка «скучного» премьера-технократа в схожих обстоятельствах, скорее всего, стала бы рассыпаться быстрее.

Наконец, насколько можно судить, не поддерживающие отставку Пашиняна, считают, что такой сценарий приведет к еще большей дестабилизации и не видят в ключевых оппозиционных лидерах альтернативы.

«СП»: — Будут ли армяне продолжать уезжать?

— Рубен Варданян предположил, что в случае усиления оттока жителей из Армении, эта страна может «стать очень тихим, не очень таким активным местом». Конечно, отъезд еще большего числа граждан может снизить социальную напряженность, но практика показывает, что страны-доноры рабочей силы как раз нередко остаются политически нестабильными. Опять же Рубен Варданян предположил, что при реализации этого сценария Армения станет «страной, похожей на Абхазию». Тем не менее, Абхазия как раз периодически проходит через политические кризисы с массовыми протестными кампаниями.

«СП»: — А второй сценарий? Кто и откуда вдруг поедет в Армению? Как их можно мотивировать и есть ли кому мотивировать?

— В ближайшем будущем сценарий, предполагающий массовый переезд представителей зарубежных армянских общин на постоянное место жительства в Армению (причем, с намерением «приехать не на должности министров, а в деревню») представляется нереалистичным.

Теоретически, такой сценарий мог бы реализоваться, если бы одновременно несколько государств с крупными армянскими общинами оказались в эпицентре очень серьезных потрясений (как Сирия на пике вооруженной эскалации), но при этом возможности для миграции в экономически более благополучные страны для представителей армянских общин был бы отрезан.

Менее экстремальные варианты предполагают, что в зарубежных армянских общинах появилось бы очень влиятельное консервативное движение (а именно течения такого толка пропагандируют миграцию не просто в другую страну, но в глубинку), сторонники которого стали бы массово переезжать в Армению. Или, по крайней мере, произошла бы та самая «экономическая революция», о которой неоднократно говорил Никол Пашинян. Но стоит повториться, пока эти сценарии выглядят нереалистичными.

«СП»: — Может, в реальности сценариев больше?

— Если говорить о политических перспективах для Армении в обозримом будущем, по мере преодоления широкой общественностью шока, вызванного итогами осенней вооруженной эскалации вокруг Карабаха, а также смягчения экономического кризиса и эпидемиологической обстановки, запрос граждан на более активную внешнюю политику и более жесткую внешнеполитическую риторику, скорее всего, постепенно будет возрастать. Для правительства, которое к тому времени окажется у власти в Армении, это станет важным политическим вызовом, так как достаточные ресурсы для реализации такой политики у Еревана вряд ли появятся в ближайшей перспективе.