Войти в почту

Бес слов: незнание финансовых терминов делает россиян добычей мошенников

Новые термины из высокотехнологичной сферы пока не прижились в сознании россиян. Особенно плохо граждане знают определения, связанные с мошенническими действиями: фишинг, скимминг, снифферинг, траппинг. Последние понятия известны всего лишь 7-12% россиян, показал опрос Ассоциации развития финансовой грамотности (АРФГ) и Института русского языка имени Пушкина. Сложные термины, которые связаны с высокотехнологичной сферой и заимствованы из иностранных языков, не только сложно укладываются в сознании людей, но и еще, как ни странно, вызывают доверие, отмечают опрошенные «Известиями» эксперты. Что, предупреждают они, делает потребителей финуслуг легкой добычей мошенников. От лизинга до траппинга Подавляющее большинство россиян (80%) испытывают сложности с пониманием финансовых терминов, выяснили в ходе совместного опроса АРФГ и Институт русского языка им. А.С. Пушкина при поддержке экспертов Финансового университета при Правительстве РФ и Молодежной финансовой лиги. Как считают эксперты, от понимания этих слов зависит, насколько правильными будут принимаемые людьми решения, а последствия этих решений – серьезными. Проблема, отметили организаторы опроса, состоит в том, что большинство используемых понятий заимствованы из иностранных языков и появились вместе с инструментами на зрелых финансовых рынках. Почти две трети респондентов ежедневно сталкиваются с финансовыми терминами, а подавляющее большинство (93%) имеют с ними дело как минимум раз в одну-две недели, показали результаты исследования. При этом только 21% ответил, что не испытывает трудностей с пониманием смысла этих слов. В наибольшей степени участники опроса проявили понимание в отношении уже привычных явлений, таких как инфляция, дефляция, дефолт, акция и облигация. О них слышали 72-99% респондентов, и большинство знает их значение. Это неудивительно, поскольку данные понятия часто используются СМИ и находятся на слуху практически ежедневно. Также этот нюанс показывает, что для адаптации граждан к финансовым и экономическим терминам нужно время. Например, смысл слова «дефолт» люди прочувствовали в 1998 году. Неплохо известны согражданам и такие термины, как лизинг, аннуитетный платеж и овердрафт. Они оказались знакомыми для 64-88% опрошенных. При этом у значительной группы респондентов возникают трудности с пониманием смысла этих терминов. Так, правильные ответы на вопрос о лизинге дали только 47% участников опроса, а более четверти респондентов ответили, что не знают, что такое аннуитетный платеж. То есть «звон слышали», а что он из себя представляет, не совсем в курсе. Совсем плохо, как выяснил опрос, обстоит дело с терминами, которые связаны с высокими технологиями, в том числе теми, которые используют мошенники. Так, компетентность в отношении таких понятий, как блокчейн и фишинг (популярный вид интернет-мошенничества, нацеленный на получение доступа к данным через рассылки), проявили 26-43% опрошенных. А понятия «траппинг» (мошенничество с использованием банкоматов), «скимминг» (кража данных карты при помощи считывающего устройства) и «снифферинг» (перехват данных) вызвали наибольшие затруднения у респондентов. О них слышали только 7-12% опрошенных. Чаще и сложнее По словам директора АРФГ Вениамина Каганова, результаты исследования позволят определить, насколько такие слова сложны для восприятия и нужны ли им русскоязычные объяснения. – Мы полагаем, это свидетельствует об огромной, возможно, пока неосознанной потребности граждан в получении базовых знаний о финансовом рынке и его инструментах, – отметил он. С учетом исследования ассоциация планирует корректировать стратегию по финансовому просвещению, в том числе за счет поиска более понятных для русского слуха определений высокотехнологичных финансовых терминов. – С развитием технологий, к сожалению, появляются и новые виды мошенничества, которые требуют своих названий. Способы украсть деньги в последние несколько лет появляются с пугающей частотой, и люди просто не успевают разобраться в терминологии до того, как сталкиваются с проблемой. У них не срабатывает «маячок» о возможной угрозе, и они не чувствуют опасности, – пояснил Вениамин Каганов. У потребителей появилась масса возможностей и инструментов, но не было инструкций по применению, что привело к огромному количеству проблем, отметила руководитель проекта ОНФ «За права заемщиков» Евгения Лазарева. Сейчас ситуация усугубляется еще и тем, что новые термины появляются все чаще, при этом они все сложнее для слуха россиянина, отмечают эксперты. Руководитель департамента корпоративных финансов и корпоративного управления Финансового университета при Правительстве РФ Константин Ордов поясняет, что термины, описывающие способы хищения средств, представляют собой заимствования, которые вошли в наш обиход недавно. При этом знание основ безопасной работы в сети «Интернет» и с платежными системами у многих россиян находится на примитивном уровне. – В настоящее время внедрение цифровых финансовых технологий приобрело массовость, но культура и безопасность граждан в обращении с этими современными достижениями явно не поспевает за духом времени. Этим пользуются мошенники. Узнаваемость новых терминов может стать критерием готовности граждан противостоять мошенническим действиям в интернете, – считает эксперт. Более того, утверждает доцент кафедры информатики РЭУ имени Г.В. Плеханова Александр Тимофеев, под воздействием лавины новостей об утечках россияне, с одной стороны, все скептичнее относятся к любым финансовым инновациям, а с другой, путаются в новых терминах. Зачастую люди ошибочно полагают, что чем сложнее формулировка текста, тем она надежнее или лучше. Этим пользуются мошенники. Уже стало трендом в их схемах, когда реальный термин используется в неверном контексте, – отметил он. Кроме того, как рассказал Александр Тимофеев, при звонках из «службы безопасности банка» злоумышленники часто вообще изобретают новые термины, чтобы завоевать доверие потенциальной жертвы или запугать человека, что если он срочно не предпримет определенные действия, то его ждет утечка денег со счета. Именно поэтому, по мнению Константина Ордова, адаптация терминов и курсы безопасной работы в интернете, а также с системами безналичной оплаты должны стать обязательными. В Центробанке «Известиям» заявили, что постоянно разъясняют людям, какие схемы используют финансовые мошенники и как от них защититься. Причем стараются делать это просто и доходчиво, уточнили в пресс-службе регулятора, отвечая на вопрос, не нужно ли адаптировать сложные термины в соответствии с правилами русского языка. Анна Каледина По материалам iz.ru

Бес слов: незнание финансовых терминов делает россиян добычей мошенников
© Курская правда