Войти в почту

Нековидная бедность: зачем россияне тратят больше, чем зарабатывают

Коронавирус заставил россиян изменить подход не только к своему образу жизни, но и к личному бюджету. Опросы и статистика последних нескольких месяцев говорят об одном: доходы россиян падают. Несмотря на это, расходы жителей нашей страны в октябре выросли. Одни эксперты видят в этом эффект отложенного спроса, другие считают, что россиянам пришлось всё-таки залезть «под матрас» и начать тратить сбережения, чтобы хоть как-то поддержать привычный уровень жизни. В любом случае это, скорее, тревожный сигнал.

На самом деле медленное, но верное снижение реальных доходов населения наблюдается с 2014 года. Однако если эти шесть лет показатель, скорее, балансировал где-то около нуля, то во втором квартале 2020 года просто рухнул — сразу на 8% (год к году), что стало самым масштабным спадом с 1999 года. Тогда доходы «просели» сразу на 12,7% благодаря финансовому кризису и дефолту 1998 года.

Сегодня граждане беднеют из-за пандемии. Так, в октябре половина россиян заявила об ухудшении своего материального положения из-за последствий коронавируса. Данный опрос проводил Общероссийский народный фронт (ОНФ). Но, что самое интересное, одновременно с этим у 48% россиян в текущем году выросли расходы.

В октябре реальные, то есть очищенные от инфляции расходы оказались вообще рекордными. В частности, в прошлом месяце они выросли на 5,7% к сентябрю и на 6,4% к прошлому году, говорится в исследовании «Ромира». Траты стали максимальными для октября, превысив показатели всех предыдущих лет. Примечательно, что чем меньше город, тем быстрее происходил рост расходов. Так, жители городов-миллионников за месяц увеличили расходы на 4,8%, городов с населением от 500 тысяч до миллиона жителей — на 6,3%, а городов 100–500 тысяч человек — на 7,3%. Рост трат во многом обеспечили семьи с высокими доходами, отмечается в исследовании.

Многие исследования, в том числе опросы ВЦИОМ, позволяют сделать вывод, что тратить больше стали непосредственно обеспеченные слои населения, соглашается заведующий кафедрой экономической безопасности РГУ имени Косыгина​ Валерий Сенков.

{{expert-quote-9188}}

Author: Валерий Сенков [ заведующий кафедрой экономической безопасности РГУ имени Косыгина​ ]

В данном случае сработал эффект отложенного спроса. Часть представителей «среднего класса» решилась потратить средства на приобретение товаров, покупку которых ранее откладывала. Люди понимают, что расходы буду расти: эффект девальвации отыгран ещё не полностью. Поэтому потраченные средства можно охарактеризовать как инвестиционный ресурс. Это не последние деньги.

По словам эксперта, большая же часть населения сегодня осторожно относится к своим покупкам, так как реальные доходы людей действительно падают.

По мнению руководителя отдела аналитических исследований Высшей школы управления финансами Михаила Когана, большинство состоятельных граждан действительно могли нарастить расходы — так было в летний период в условиях закрытия внешних границ.

{{expert-quote-9190}}

Author: Михаил Коган [ руководитель отдела аналитических исследований Высшей школы управления финансами ]

По данным Росстата, во втором квартале в период «карантина» доля сбережений от полученных доходов подскочила до 18%, при этом в форму наличных или иностранной валюты перешло 7,8%, остальное «осело» в банках. В третьем квартале доля сбережений уменьшилась до 2%, население начало тратить накопления, отчасти этот эффект для некоторых семей мог растянуться на октябрь.

По словам эксперта, нынешняя волна может быть обусловлена и истечением срока открытых ранее депозитов. Их пролонгация теперь предлагается на менее выгодных условиях после снижения Банком России ключевой ставки с 6,25% до 4,25% годовых.

Как показывают другие исследования, категория наиболее обеспеченных граждан, как ни странно, в целом относится более консервативно к инвестициям на фондовом рынке и в текущих условиях может оценивать его перспективы скептично. По этой причине определённая часть из них могла увеличить траты, косвенным подтверждением этого выступает бум продаж автомобилей, — указывает Коган.

С другой стороны, если мы посмотрим на структуру расходов, то увидим, что 53% россиян стали тратить больше на продукты питания, 48% — на медуслуги и лекарства, а у трети опрошенных выросли расходы на детей. Для любого экономиста, финансиста и любого правительства в целом это тревожный звонок, комментирует руководитель департамента корпоративных финансов и корпоративного управления Финансового университета при правительстве РФ Константин Ордов.

{{expert-quote-9192}}

Author: Константин Ордов [ руководитель департамента корпоративных финансов и корпоративного управления Финансового университета при правительстве РФ ]

Одно дело, когда расходы растут на фоне некой потребительской эйфории, при этом люди улучшают качество своей жизни, совсем другое дело — когда они вынуждены увеличивать траты в связи с тем, что реальная инфляция для них оказалась гораздо выше озвученных Росстатом цифр. Не последнюю роль в этом сыграла девальвация. Рубль в этом году «просел» достаточно существенно, что негативно отразилось и ещё отразится на ценах. Это та самая ситуация, при которой в попытке сохранить или хотя бы не сильно снизить привычный уровень жизни людям приходиться тратить больше.

По словам эксперта, растущие траты — не выбор людей, а, скорее, необходимость. Парадокс: доходы падают, а расходы растут. В долгосрочном периоде такая ситуация была бы невозможна. Однако если говорить о краткосрочном периоде, то всё легко объяснимо: россияне начали тратить свои сбережения.

Люди явно не шикуют, а покупают самое необходимое, используя, по всей видимости, средства из той самой «подушки безопасности». Второй денежный источник, позволяющий поддерживать привычный уровень жизни — кредитные ресурсы, — объясняет Константин Ордов.

По словам эксперта, сентябрь и октябрь охарактеризовались двузначным темпами роста потребительского кредитования. Для примера: Сбербанк в октябре выдал рекордный объём розничных кредитов — 478 млрд рублей. А ВТБ зафиксировал в октябре увеличение спроса на кредиты наличными среди клиентов на более чем 20%. Однако в условиях отсутствия роста доходов невозможно бесконечно финансировать своё текущее потребление за счёт заёмных средств. В будущем это может привести к росту просрочки и банковскому кризису, резюмирует Ордов.