Войти в почту

В ТПП РФ усомнились в планах устранения безработицы в 2021 году

Утвержденный вариант российского антикризисного плана оценивается в 6,4 трлн рублей, однако это не означает, что вся эта сумма будет направлена на поддержку населения и экономики страны. Об этом заявил председатель Совета ТПП РФ по развитию потребительского рынка Александр Борисов.

Следите за развитием событий в трансляции: «Коронавирус в России: в ожидании вакцинации населения – все новости»

«Согласно «Общенациональному плану действий, обеспечивающих восстановление занятости и доходов населения, рост экономики и долгосрочные структурные изменения в экономике», восстановление самой экономики пройдет в три этапа: адаптации (июнь-сентябрь 2020 г., уже пройденный нами), восстановления (октябрь 2020-июнь 2021 г) и активного роста (июль-декабрь 2021 г.). Первый вариант плана, доложенный президенту страны в начале июня и предполагавший объем расходов на 2020−2021 годы в размере 5 трлн рублей, был отправлен на доработку. Утвержденный сейчас вариант оценивается уже в 6,4 трлн рублей. Хотя это не означает, что вся эта сумма будет направлена на поддержку населения и экономики. В нее включены и недополученные доходы, например, от снижения страховых взносов. Часть просто взята из нацпроектов, часть будет по-прежнему расходоваться на продолжение ранее запущенных мер. Чистых же антикризисных расходов из дополнительной суммы 1,4 трлн рублей чуть более половины — 875 миллиардов», — сказал Борисов.

Он напомнил, что кризис, связанный с пандемией коронавируса, ударил прежде всего по населению и связанному с ним потребительскому рынку, «поэтому нас более всего интересует раздел мер, «обеспечивающих рост реальных доходов граждан, восстановление эффективной занятости и платежеспособного спроса»: «Они включают следующие направления: создание «Социального казначейства», адресные денежные выплаты, помощь потерявшим работу, оптимизацию регулирования рынка труда и так далее».

Борисов напомнил, что «Социальное казначейство» — это единая цифровая платформа для всех организаций и органов власти всех уровней, предназначенная изменить технологии оценки нуждаемости граждан в социальной поддержке и заложить основу учета всех видов оказываемой помощи: «Однако сама по себе реально изменить ситуацию с доходами населения она не сможет. Поэтому так важно увеличение расходов на социальные выплаты: со 197 до 234 млрд рублей на единовременные выплаты 10 тысяч рублей каждому ребенку с 3 до 16 лет, и с 230 до 369 млрд рублей не ежемесячные выплаты нуждающимся семьям с детьми от 3 до 7 лет на 2020 и 2021 годы. В то же время адресная социальная помощь полностью обходит вопрос о поддержке граждан старше 65 лет, т. е. самых уязвимых в период пандемии».

Специалист считает, что план уделяет очень большое внимание цифровизации всех процессов, включая регулирование удаленного рынка труда и создание инфраструктуры дистанционной системы переподготовки персонала, потерявшего работу: «Однако для восстановления докризисного уровня занятости необходимо создать не менее 2,7 млн потерянных рабочих мест, но об этом в документе речь не идет. А зря, ведь падение реальных доходов населения в первую очередь связано с ростом безработицы, поскольку 70% всех доходов граждан формируются именно зарплатами».

По мнению Борисова, наиболее досадным в плане является то, что, в отличие от первого варианта, многие целевые показатели оказались скорректированы в сторону понижения: «Рост реальных зарплат 2,0% вместо 2,5% (в версии от 31.05.2020 г.), рост розничного товарооборота 2,5% вместо 3%, снижение доли населения с доходами ниже прожиточного минимума по отношению к предыдущему году относится теперь к 2020 году, а ранее было к 2019 году. Отсюда может быть и преждевременный, но искренний вывод: правительство в своем плане добилось того, чтобы не допустить резкого сокращения находящего в его распоряжении бюджета, но решить проблемы бедности, безработицы и падения спроса в предстоящем году вряд ли сможет».