Войти в почту

Неизвестная статья УК

В нашей стране принято молчать о многом. О том, что при огромной любви к нашей Родине, с ней что-то не так или, может, с теми, кто управляет ей двадцать лет. Молчать об осужденных по недоказанным фактам и с легкостью опровергаемым статьям. О бесконечных налогах, об отказе в защите, при острой необходимости.

Неизвестная статья УК
© Свободная пресса

Я не хочу молчать. Сегодня хочется сказать о том, что близко мне, и вероятно, знакомо многим женщинам. Это, так или иначе, происходит. Неважно, в многоэтажном ли доме, или в деревянном со ставнями, или же в особняке в центре столицы. Мой материал – о домашнем насилии.

И мне хочется донести до всех и каждого, о том, что домашнее насилие присутствует во всех семьях, как эмоциональное, так и физическое, с ним необходимо бороться на законодательном уровне. Также хочу внести немного ясности в это страшное, как кажется консерваторам, предложение «Законопроект о Домашнем насилии».

В том, что развитие России по многим направлениям отстает на десятки лет от Европы, нет сомнений. Но кое-где мы заняли первенство.

Уже 25 лет Россия – лидер по числу жертв домашнего насилия. Это число превышает в 40-70 раз европейские показатели. Согласно опросу Фонда “Общественное мнение”, около 33% опрошенных сталкивались с насилием еще в детстве. В 2018 году по официальным данным МВД России от домашнего насилия пострадали 33 378 человек. По тем же официальным данным Росстата в год от домашнего насилия в России страдает 16 миллионов человек. В полицию обращаются только 10% жертв, а до судебного разбирательства доходит еще меньше. Это ужасные цифры, их невероятно много.

Закон о домашнем насилии основывается на принципах сохранении и поддержки семьи, подход к каждому случаю будет индивидуальным, добровольности получения помощи жертвами, соблюдения прав человека, а также соблюдения конфиденциальности. Это не про «шлепнул ребенка по попе за то, что тот вопил, требуя шоколадку у мамы, у которой еле хватает на хлеб», и не про «не купил шубу за сто тысяч долларов, а она уже побежала в суд, дабы добиться правосудия». Это должен быть закон о защите тех, кто в настоящей беде. О защите женщин, детей и мужчин. Женщины в этом списке стоят первыми не просто так. Есть чудовищная статистика, ведь в большинстве своем насилию подвергаются именно дочери, жены и мамы.

Рассмотрим одну из распространённых ситуаций. Девочка принесла домой пару по математике и получила за это скакалкой по рукам и ногам. У родителей тяжелый день, устали на работе, босс – кретин, зарплата маленькая, кто будет козлом отпущенья? Ребенок?

И после насилия родитель не попросит прощения и не скажет, что он сам виноват, ведь это «подорвет» его авторитет. Хотя о каком авторитете идет речь, если он срывается на своем же чаде?

Для девочки это становится нормой. В ее подсознании складывается картина, что так и должно быть. Именно ОНА виновата в грязной посуде, именно ОНА виновата в том, что пришла домой позже, чем должна. Она виновата во всех грехах и бедах. Девочка вырастает, у нее появляется молодой человек, впоследствии – муж. Цветы, подарки, громкие слова, всё словно в сказке, не так ли? Это продолжается до тех пор, пока она не задержится на работе или вдруг посмеет сказать слово против. Затем она попадет под горячую руку. Для нашей девочки это НОРМА, ведь она сама “виновата”, сама допустила такую ситуацию.

Все наши страхи, комплексы, бзики идут с детства. И с ними нужно работать и лучше – скорее. Как может работать закон о домашнем насилии? Навредит ли он семье? Согласно законопроекту предусмотрено множество видов профилактического воздействия, которые ни каким образом не навредят семье, а даже наоборот, помогут разобраться с «тараканами» в голове. Вот некоторые из них: правовое информирование, профилактическая беседа, применение специализированных психологических программ и другие. Опека не отберет детей сию же минуту, нет, это огромная работа. Психологическая работа с родителями и детьми.

Для жертвы насилия предоставят укрытие, чтобы скрыть от агрессора. С обеими сторонами проведут работу с психологами и психиатрами. Жертве выдадут охранный ордер от агрессора, ему будет запрещено приближаться к ней, к ее месту работы и жилью. Жертва будет защищена государством. Будет идти работа и с агрессором, чтобы избежать рецидивов насилия. Все это делается ради сохранения человеческих жизней. Цель закона заключается не в «разрушении семьи», а чтобы предотвратить убийства, спасти психику жертв и избежать непоправимых последствий.

Один из любимых аргументов тех, кто не понимает проблемы: «А что же она сама не ушла, если он ее не в первый раз ударил? Ну, значит, сама виновата». Все не так просто, как на первый взгляд. У жертвы не всегда есть возможность уйти. Все накапливается, как снежный ком. Я приводила пример ранее, сначала все кажется нормой. Жертву сдерживает то, что абьюзер клянется в любви, говорит, мол, исправится. Сладкие обещания звучат раз за разом, но ничего не меняется. А когда появляется смелость, что-то поменять – ситуация усугублена. У жертвы часто не бывает средств, потому что бюджет совместный, и он полностью контролируется. Следовательно, свободных финансов нет и возможностей нет.

«А почему не пошла к подругам?» Ответ простой – их не осталось. А если они еще и есть, то он знает их всех, и найдет ее там, и заберет назад.

Ну, и, пожалуй, самая тяжелая ситуация – жертва с ребенком. Куда можно уйти с ним? Родители далеко, работы нет, квартиры, где можно укрыться, тоже нет. Женщина зависима от мужа эмоционально и материально.

С 2013 года происходит абсолютный прирост числа жертв домашнего насилия. Профилактические меры до сих пор не принимаются, в полиции все еще действует установка «когда будет труп, тогда приедем и опишем». Правоохранительные органы по сути своей не виноваты, у нас просто нет такого закона, к которому относилось бы домашнее насилие, как преступление.

Сейчас за побои существует только административное наказание – штраф пять тысяч рублей (ст. 6.1.1. КоАПа РФ «Побои»).

С начала 2019 года подготовку «законопроекта о профилактике семейно-бытового насилия в РФ» вели депутат Оксана Пушкина, судьи Конституционного суда, представители Следственного комитета и привлеченные активистки, такие как Мари Давтян, Алёна Попова и Александра Митрошина (создатели сети взаимопомощи для женщин #ТыНеОдна). Законопроект вносили на рассмотрение в Государственную думу несколько лет подряд. Девушки и другие активисты борются за права жертв, проводят митинги и одиночные пикеты. В поддержку законопроекта был запущен «флешмоб». В социальную сеть Instagram были выложены фотографии с гримом последствий побоев и выведен хештег #ЯНеХотелаУмирать. Акция набрала огромные охваты, множество девушек приняли участие. Также создана петиция о принятии закона о домашнем насилии. На сегодняшний день за принятие проголосовали более 900 000 человек, это в разы больше, чем против.

И вот, что важно и страшно: в Госдуме рассмотрения и принятие законопроекта стараются избежать, проигнорировать, закрыть на него глаза. Возникает вопрос, не на засыпку и не каверзный: почему? Почему некоторые законы вступают в силу практически сразу, а те, что действительно необходимы, откладываются в дальний ящик?

Теперь хочется услышать внятный ответ от самого государства. Со стороны граждан по этому поводу было сказано слишком много.