Войти в почту

Синтез накопительного и страхового компонентов создаст новую пенсионную систему РФ

Желаемый возраст выхода на пенсию является важным индикатором, считает руководитель департамента Корпоративных финансов и корпоративного управления Финансового университета при Правительстве РФ Константин Ордов. Возраст выхода на пенсию не является принципиальным Около 39% женщин и 23% мужчин в России мечтают выйти на пенсию до 55 лет. Остальные российские граждане хотят работать после достижения данного возраста, а 14% мужчин и 7% женщин мечтают трудиться и после 70 лет. Результаты получены в ходе опроса, проведенного Работой.ру и НПФ «Сбербанка». Во-первых, данный опрос показывает мотивацию российских граждан к труду. Во-вторых, удовлетворенность ими уровнем заработка и рабочим местом. В-третьих, являются реакцией на реализуемую в РФ пенсионную реформу. Возраст выхода на пенсию в России постепенно поднимается до 65 лет у мужчин и 60 лет у женщин. Причины этого демографические – Россия при старом раскладе не смогла бы беспроблемно повышать каждый год пенсии выше показателя инфляции. С другой стороны, если посмотреть на опыт развитых государств, то возраст выхода на пенсию не является принципиальным. Благодаря развитой накопительной системе данный лимит превращается в договорное условие между клиентом и пенсионным фондом. Стороны сами устанавливают, когда клиент может выйти на пенсию и получать страховые выплаты. Пенсионное направление там также гарантируется и регулируется государством, но оставляет много возможностей для лиц с достаточными доходами, поэтому в РФ главной проблемой является производительность труда и, как следствие, уровень зарплат. «В РФ нет уголовного наказания за тунеядство, человек может выйти на пенсию, когда угодно. Просто он должен понимать, что не будет получать денег. При достижении пенсионного возраста он принесет в ПФР документы и получит минимальную пенсию», - констатирует Ордов. В России введена система баллов, которая стимулирует граждан уходить на пенсию, как можно позже – в таком случае, у человека страховые выплаты будут больше, причем это не связано с накопительной пенсионной системой. «Накопительную пенсию можно формировать только индивидуально – с помощью выплат в НПФ или другим образом, а баллы – это распределительные пенсионные инструменты Пенсионного фонда РФ», - заключает Ордов. Увеличение пенсионного возраста в РФ с точки зрения финансового планирование означает закрытие дефицита ПФР в 1-1,5 трлн рублей в год, но это не решит все долгосрочные проблемы, а пенсионная система РФ не будет полностью сбалансированной. Это такая ситуация, когда текущих социальных сборов полностью хватает на финансирование всех страховых пенсий. «Поэтому без государственного инвестирования ПФР не обойтись», - резюмирует Ордов. Расходы ПФР на 2020 году предусмотрены в размере 9,042 трлн рублей, на 2021 год – 9,325 трлн рублей, на 2022 год – 9,702 трлн рублей. Они будут расти благодаря индексации пенсий и ряду других моментов. России нужно дальше развивать пенсионную систему «Что касается результатов опроса, то он связан с тем, что в России 25% граждан получают зарплату менее 20 тысяч рублей, поэтому понятно, почему они готовы получать страховую пенсию в 12 тысяч рублей», - заключает Ордов. Этот опрос демонстрирует не реакцию людей на повышение пенсионного возраста, а их уровень жизни. Часть населения России готова получать минимальную социальную пенсионную выплату, и она воспринимается людьми, как достаточная. Такая мотивация контрпродуктивна и показывает государству, куда ему двигаться дальше в социально-экономическом развитии. Ведь эти люди исключены из таких важных процессов, как экономический рост, модернизация экономики, новый уклад производства и т.д. «Если взять мировой опыт, то залогом высоких пенсий и высокого уровня жизни является производительность труда, которая должна постоянно увеличиваться. Именно это приводит к высоким зарплатам и пенсиям», - констатирует Ордов. Понятие высокой пенсии индивидуально. Для кого-то в России пенсия в 20-25 тысяч была бы большой, а для кого-то приведет к неприемлемому разрыву в жизненном уровне, из-за чего люди не хотят прекращать работу и планируют трудиться, как можно дольше. Нельзя пенять на государство – оно у нас перезагружено социальными обязательствами. Повышать пенсии в полтора-два раза оно не может, тем более в современной ситуации, когда часть бизнеса из-за кризиса освобождена от социальных выплат. Для решения этой проблемы необходимы накопительные компоненты, которые в РФ развивались, но были заморожены в 2014 года, и от которых из-за кризисных моментов 2015 года мы отказались. Накопительную пенсию теперь придется строить заново. «Базовую часть обеспечит государство в рамках своей социальной функции, а если гражданин зарабатывает больше и хочет получать больше денег после выхода на пенсию, то должен использовать накопительный компонент. Есть и альтернатива – это инвестиции в акции и какие-то другие способы сбережения отложенных средств», - резюмирует Ордов. Большой вопрос заключается в обязательности накопительной пенсии, поскольку если ввести такое правило, то бюрократическая машина в РФ будет склонна использовать эти деньги для текущих выплат, как это уже было ранее. Таким образом, лучше ставить вопрос о добровольной накопительной пенсии, но для этого нужно понимание в обществе важности данного момента, а также рост реальных доходов, ведь сегодня эти вещи могут себе позволить немногие.

Синтез накопительного и страхового компонентов создаст новую пенсионную систему РФ
© ФБА "Экономика сегодня"