Войти в почту

Надо делиться. Почему люди пользуются шеринговыми сервисами

Мир меняется на глазах. Еще каких-нибудь 20–30 лет назад надежно пользоваться можно было только собственной вещью. Теперь не так. Сами термины, вошедшие в современный язык, говорят сами за себя: коворкинг, коливинг, каршеринг. Англоязычные корни слов не мешают быстрому росту на нашей почве популярности обозначаемых ими бизнес-моделей. Вот цифры. По расчетам Тиар-Центра в 2017 году рынок сервисов совместного потребления составлял 392 млрд руб., в 2018 году он вырос на 30% до 511 млрд руб., а в 2019 г. достиг 770 млрд руб. (+50%). Его структура показана на диаграмме ниже. Основной прирост пока дают лишь два направления: обмен товарами и услугами между частными лицами – C2C и Р2Р, соответственно. Поэтому, ввиду значительного разброса абсолютных значений, мы построили не одну, а три диаграммы. Динамика объема транзакций шеринговых сервисов, млрд руб. Картина выглядит позитивно: обороты растут. Где-то быстрее (С2С продажа вещей), где-то медленнее (краудфандинг). Однако есть и другая диаграмма, на которой те же сервисы можно сравнить по другому критерию – числу пользователей. Она получена в ходе совместного исследования Sostav и компании Online Market Intelligence (OMI), проведенного в ноябре 2019 года. В онлайн-опросе участвовало свыше 22 тыс. панелистов, проживающих в российских городах с численностью населения свыше 10 тыс. жителей. Число пользователей сервиса было подсчитано с использованием данных Росстата по численности городского населения России по состоянию на 1 января 2019 года с учетом возрастного диапазона участвовавших в опросе панелистов (18 - 55 лет). Число людей возраста 18 – 55 лет, пользовавшихся сервисом в 2019 году хотя бы один раз, млн чел. Как легко видеть, в отличие от предыдущего случая, различие в масштабах уже не столь велико и все анализируемые сервисы можно разместить на одной диаграмме. Это означает, что обороты в расчете на одного пользователя разных сервисов могут существенно различаться. И, действительно, несложный расчет это подтверждает. При этом ранжированный список выглядит почти так же, как и в предыдущем случае. Разница только в том, что офисшеринг оказался более «затратным» для пользователей. Это стало причиной того, что этот сервис занял четвертую строчку своеобразного рейтинга по удельным расходам. Удельные затраты одного пользователя шеринговых сервисов, тыс. руб. в год. Что стимулирует людей использовать тот или иной сервис и что мешает им это делать? Ответы на этот вопросы могли бы существенно ускорить развитие шеринговых сервисов. И данные исследования Sostav и OMI позволяют это сделать. В ходе опроса пользователям было предложено отметить любое число факторов, которые способствуют использованию того или иного сервиса. В качестве примера мы вывели на диаграмму данные по трем наиболее популярным сегментам – торговле вещами между частными лицами (С2С), обмене услугами между частными лицами (Р2Р, фриланс, самозанятость), и карпулингу. Каждый раз учитывались ответы только тех респондентов, которые пользовались данным сервисом в 2019 году. Как видно из приведенной ниже диаграммы, существенных различий между сервисами нет. Это значит, что пользователи, например, Авито, продающие/покупающие вещи – это потенциальные пользователи каршеринга или карпулинга. Обращает на себя внимание высокая доля фактора «любопытства» (вариант ответа – «это интересно»), что связано с относительной новизной сервисов. Надо полагать, что с течением времени его значимость будет уменьшаться. А вот фактор честности – «я понимаю, как это работает», скорее всего, еще долго сохранит свою актуальность. Разумеется, есть различия и часто существенные. Они заключаются в степени актуальности тех или иных факторов для людей разных социально-демографических страт. Так, фактор понимания механики работы сервиса для мужчин более актцуален, чем для женщин (здесь и далее, мы называем только статистически значимые различия). Дополнительный доход важнее для молодых людей в возрасте 18–24 года. А вот причастность к социально значимому проекту очень важна для холостых мужчин и незамужних женщин в большей степени, чем для находящихся в браке. Почему люди пользуются шеринговыми сервисами, доли, % Различия в отношении людей к стопперам, т.е. факторам, препятствующим пользованию тем или иным сервисом, более заметны. Например, риск взаимоотношений с незнакомыми людьми женщины оценивают, как существенно больший, чем мужчины. Зато для мужчин гораздо важнее понимать, как работает сервис. Как показывают данные опроса, они вообще больше, чем женщины, склонны полностью контролировать ситуацию. Почему люди НЕ пользуются шеринговыми сервисами, доли, % В данных опроса содержится много подобной информации, но, как мы убедились, даже несколько таблиц позволяют выявить ряд идей, которые могут быть использованы в рекламных кампаниях. Разумеется, важны не только «микроданные» опросов отдельных пользователей, но и макроэкономические тренды. Хотя, как показывают исследования Тиар-центра, каждый год они могут обновляться почти полностью, но каждый из трендов живет достаточно долго. Так что, хотя в приведенной ниже диаграмме тренды-2018 отличаются от трендов-2019, первые сохранят актуальность и в 2020 году. Тренды шеринг-экономики

Надо делиться. Почему люди пользуются шеринговыми сервисами
© Sostav.ru