Войти в почту

Обойдемся без государства: за что россияне любят теневую экономику

Пока правительство думает, как вывести из тени минимум 12-15 млн самозанятых, народ голосует за теневую экономику рублем и моральной поддержкой. Причем речь идет не самозанятых, а о тех, кто готов платить за их услуги. Противников теневой экономики среди россиян практически нет

Без государства: за что россияне любят теневую экономику
© © РИА Новости / Владимир Трефилов

Центр социально-политического мониторинга Института общественных наук РАНХиГС прислал исследование, которое ясно и недвусмысленно говорит о реальном устройстве российской экономики. Оно посвящено личному отношению россиян к теневому рынку труда. В личных интервью ученые опрашивали 1215 человек в 27 российских регионах разного уровня зажиточности и экономического развития.

Только 1% сказали, что относятся к теневому рынку труда плохо. Еще 2% оценивают его «скорее отрицательно». 88,8% респондентов однозначно одобряют самозанятых и лично готовы поддерживать их по мере необходимости и собственных финансовых возможностей.

Участникам исследования предложили список из 11 видов типичных услуг (работ) и предложили рассказать, какие из этих услуг они покупали у частников за прошедший месяц и почему. Ответы сравнили с результатами аналогичных исследований за последние 13 лет.

Несмотря на то что доля людей, лично пользующихся услугами самозанятых, постепенно снижается, она по-прежнему очень велика. В 2006 году к «теневикам» обращались 56% опрошенных, в 2016-м — 51,3%, сейчас — 50%.

Хотя расходы граждан на услуги самозанятых несколько сократились, это вызвано преимущественно падением доходов населения и потребления, а не принципиальным отказом платить людям, которые работают нелегально. В 2013 году одно домохозяйство тратило на услуги самозанятых в среднем 7,4 тысячи рублей, в 2016 году — 6,1 тысячи, в 2019-м — около 4,8 тысячи.

Главной целью исследования, по версии его авторов, было узнать, почему россияне поддерживают теневой рынок труда. Причина номер один (ее назвали 42,4% опрошенных): так дешевле. На втором месте (36,6%) — медленная работа официальных сервисных центров, оказывающих аналогичные услуги. То есть, с точки зрения этих людей, легальный рынок тут проигрывает нелегальному. Еще почти треть опрошенных (31,4%) сказали, что таким образом помогают родным и друзьям, приглашая кандидатов по их рекомендации. То есть теневая экономика становится еще и элементом низовой самоорганизации и солидарности внутри общества.

Четверть респондентов (25,5%) оценили полученные от частников услуги не слишком высоко (как «приемлемые») и поэтому не считают необходимым оформлять их официально. По мнению 23,9% опрошенных, самозанятые работают более оперативно. 14,2% ответили, что им проще попросить об услуге знакомых или соседей, еще 16,2% по привычке обращаются к одним и тем же людям («попробовав раз, ем и сейчас», как в старой рекламе чипсов).

Что из всего этого следует? То, что услуги репетиторов, нянь, сантехников, ремонт бытовой техники и компьютеров россияне с удовольствием готовы перепоручить людям, которые работают (с точки зрения государства) нелегально и не платят налоги; что никаких моральных препятствий для поддержки теневого сектора у нас нет: только материальные — не у всех хватает денег; что личный сантехник, знакомый репетитор и няня действительно становятся если не членами семьи, то частью ближайшего окружения домохозяйств; что людям важнее решить проблему (если это разовая услуга) быстрее, дешевле и на основе личных отношений (по рекомендациям друзей и знакомых), чем действовать строго по букве закона.

Значит, чтобы победить теневой рынок труда, если уж государство поставило такую задачу (насколько она разумная — отдельный и очень спорный вопрос), оно должно создать условия, при которых легальные специалисты и компании будут работать быстрее, дешевле и качественнее самозанятых. И конкуренцию государству придется выигрывать у здравого смысла половины россиян, которые сейчас голосуют за самозанятых рублем: у тех почти 90%, которые в принципе готовы это сделать, у тех 97%, которые не считают теневую экономику чем-то неправильным и вредным. А здравый смысл — это страшная сила, даже если порой кажется, что в России его остро не хватает.