Войти в почту

IT-эксперт о новых законах для бигтеха: «Государства будут ограничивать влияние монополий»

«Есть так называемая «пятерка» американских компаний, которая занимает около четверти общей капитализации этого рынка, я имею в виду компанию Amazon, Meta* (запрещена в РФ), Alphabet, которая управляет Google и его сервисами, Apple и Microsoft. Компании «большой пятерки» являются глобальными транснациональными корпорациями, и за счет того, что они стыкуют спрос и предложение по модели рекламного аукциона, они управляют национальными экономиками и рынками, на которых присутствуют. Каким образом происходит стыковка спроса и предложения? Очень просто – поскольку эти компании обладают инфраструктурой, которая позволяет пользователям находить те или иные товары и услуги, совершать свой выбор в интернете и в дальнейшем покупать их, за счет таргетированной рекламы компании распределяют внимание аудитории. Это происходит по аукционной модели – тот, кто заплатил больше всех, выигрывает аукцион и получает доступ ко всей аудитории. Соответственно, компании, которые не могут позволить себе победить а аукционе и не обладают этими ресурсами, они аудитории не получают. Получается, что Google, Amazon и американские социальные сети выкачивают прибыль из целых секторов экономики, не пропуская национальных производителей. Кто может победить на аукционе? Естественно, транснациональные компании, которые обладают соответствующими ресурсами и соответствующим инструментарием. Национальные производители не могут прорваться к аудитории, таким образом происходит дискриминационное распределение внимания аудитории и стыковка спроса и предложения. Те компании, которые я назвал, являются монополиями на тех рынках, на которые они приходят. Несмотря на то, что в России Meta* запрещена, она выходила на рынок, где уже были социальные сети («ВКонтакте» и «Одноклассники» прежде всего). Российские предприниматели по большому счету создали аналог Facebook** (запрещен в РФ) до того, как он вышел на наш рынок. Если посмотреть на Google, то он лидирует на рынке российских поисковых систем. Поэтому попытки регуляторов в разных странах ограничить влияние транснациональных монополий очевидны, они закономерны. Вопрос – каким образом это делается и какая альтернатива создается. Компании, которые созданы в разных странах, делались по образу и подобию американских гигантов и так или иначе используют рекламно-аукционную модель для стыковки спроса и предложения. Поэтому довольно сложно победить «врага» – крупные международные монополии, используя их инструментарий. Думаю, безусловно, государства будут продолжать ограничивать влияние монополий, потому что они влияют не только на экономику, но и на политику, и на социум за счет аккумулирования огромной аудитории. В монополиях происходят разные процессы, в том числе распространяется деструктивный контент, поэтому государства будут стремиться получить рычаги влияния на них. Но пока у этих крупных компаний влияния на национальные рынки больше, нежели у государства возможности повлиять на их политику. Я думаю, что выход будет заключаться в том, что рано или поздно появится какая-то система, которая предложит альтернативный путь развития и альтернативную модель стыковки спроса и предложения. Пока этой системы не появилось, попытки регулировать деятельность гигантов будут продолжаться. Насколько они будут успешными – покажет время». * Экстремистская организация, запрещенная на территории Российской Федерации ** Принадлежат экстремистской организации, внесен в реестр запрещенных сайтов Роскомнадзора Фото: ФедералПресс / Полина Зиновьева

IT-эксперт о новых законах для бигтеха: «Государства будут ограничивать влияние монополий»
© РИА "ФедералПресс"