Войти в почту

«Глупо хотеть «гелик», если можно инвестировать в развитие стартапа»: история успеха Марии Фроловой

О доверии партнеров и инвесторов

«Глупо хотеть «гелик», если можно инвестировать в развитие стартапа»: история успеха Марии Фроловой
© RB.ru

Часто слышу, что подростку не доверяют, но не вижу в этом суперсерьезной проблемы. Если не хотят иметь с тобой дело — всегда найдут, к чему придраться, неважно, 15 тебе лет или 40. Просто когда твое уязвимое место — возраст, именно на него и будут ссылаться.

Лично мне возраст, скорее, всегда помогал, потому что это необычная история для России — всем интересно посмотреть на предпринимателя 16-17 лет. На переговоры соглашаются все, задают массу вопросов. Так ты можешь быстро находить контакты, выходить на людей, знакомиться.

Но когда привлекаешь инвестиции, поднимаешь второй раунд, там, да — возникают вопросы о гарантиях, потому что тебе доверяют деньги. Тем более, у меня и правда мало опыта в операционке, так что страх инвесторов понятен. Тогда на помощь приходит моя команда, где есть люди старше, опытнее и с нужным бэкграундом. Это, плюс метрики — и все вопросы снимаются.

Недоверия я почти не встречала именно в бизнес-среде, а вот за ее пределами со стороны старших начинаются очень странные вещи: «Предприниматели же воруют, как же, и ты туда же!». Никак не могу привыкнуть, что эти стереотипы еще не вымерли.

О несерьезном отношении окружающих

Твои идеи и цели непонятны обычному человеку — это проблема. Ты говоришь, что хочешь в этом месяце сделать два миллиона, а все на тебя смотрят и думают — прямо в глазах написано: «Ну давай, девочка. Помечтай, ничего. Поиграешь и успокоишься». Критически важно найти людей, которые с тобой на одной волне. Я сменила пять школ, чтобы найти окружение, с которым круто, интересно и хочется двигаться дальше.

В школах это не получалось, мне просто было неинтересно с ровесниками, не хотелось обсуждать журналы, мальчиков. Хотелось говорить про метрики, про стартапы, про то, что мир захватим.

Тебе про мальчиков, а ты такая: «Ребята, b2b, такая стратегия, послушайте, пожалуйста». И понимаешь, что и тебя не слышат, и ты не слышишь, профита в отношениях нет.

Потом я начала «искать своих» не в школе, а на специальных программах. Это была «Стартап Академия» Сколково, где сейчас есть вариант Junior для подростков и годовая программа Британского университета. 

Важно вовремя оказаться не среди тех, кто курит за гаражами, а в окружении людей, глядя на которых думаешь: «Я же тоже так могу!». Вы можете даже балбесничать вместе, но все равно будете говорить про метрики. И о чем бы ни общались в чате — все равно на своем стартаперском языке.

Я бы даже сказала, что среда в этом возрасте важнее, чем само содержание учебы, потому что инструменты можно добирать и позже. Главное — атмосфера и правильные люди рядом, хотя у меня нет определения, что такое «правильный».

О недостатке опыта

Главное достоинство подростков в бизнесе — скорость.

Ты быстро можешь тестировать любые гипотезы, создавать проекты, сайты, приложения, что угодно. Ты не знаешь, сколько времени это занимает в больших компаниях, поэтому делаешь очень быстро. У тебя нет ограничений вроде мужей, детей, ипотеки, ты никому ничего не должен. И границ в твоей голове нет — поэтому у нас так хорошо получается работать с иностранными компаниями.

А главная сложность в этом возрасте — удержать фокус. Вот я на днях буквально умирала в слезах и говорила, что жизнь несправедлива. Потому что хочется всё и сразу: и b2c российское, и за рубежом, и b2b там же, и еще что-то… Когда играешь во что-то, так можно, а когда надо компанию растить, приходится держать фокус на том, что генерит выручку, а потом уже обращать внимание на остальное. 

Но в то же время — жизнь тебя все время бьет по голове. Когда нет опыта и готовых схем, больше поле для ошибок. Эта проблема снимается, если рядом есть старший товарищ, который давно прошел этот путь, и его жизнь тысячу раз так ударила.

Ты ему доверяешь, любишь и можешь поделиться чем-то важным для тебя. Нужен наставник, который скажет, даже когда ты в эйфории: «Стоп, давай посчитаем». Для меня таким наставником стала Даша Люлькович [исполнительный продюсер «Стартап Академии» Сколково].

Очень важно, чтобы был человек, который и утешит, и скажет твердое «Нет!» в правильный момент — и ты хоть и в слезах, но фокусируешься на том, что сейчас нужно.

О том, как общаться с родителями

Я не знаю, кто такой идеальный родитель для подростка-предпринимателя, но догадываюсь. Тот, который дает всё попробовать. Не «нельзя», а «давай разберем». Ты смотришь на мир как на шарик — тебе показывают его с разных сторон, а не запрещают.

В таких семьях и поддержка проектов детей строится правильно. Не «мам, дай сто тысяч, потому что я твой сын». А «я хочу сделать стартап, я посчитал: чтобы получить первых клиентов, от которых такая-то выручка, мне в моменте нужно столько-то, я тебе верну в течение трех месяцев». Это важно, когда взрослые отношения, и можно на равных поговорить на серьезные темы.

Мне повезло с семьей. Мама всегда говорит, что ее ключевая задача как родителя — показать спектр возможностей, которые меня окружают. У нас не такие отношения, что «сейчас расцелую», но я живу с сознанием — что бы я ни сделала, с чем бы ни пришла в семью, близкие будут рядом и поддержат. Мы можем поссориться, хлопнуть дверью, но это осознание никогда не уходит.

Когда я решила не поступать университет, любой родитель бы сказал: «Камон, ты че?». Мои так не сказали, поддержали мой выбор. Но нет такого, что я все знаю сама и к близким не прислушиваюсь. Бабушка говорила, что важно заниматься журналистикой и английским — и я занималась, хотя тогда не вполне понимала, зачем мне это.

Бабушка повторяла: «Вот увидишь, что я была права». И действительно: журналистика научила меня убеждать, а английский — вести переговоры, масштабироваться и тестить гипотезы на международном рынке.

О фокусе на развлечениях

Иногда слышу, что подростки больше тратят на «хотелки», чем взрослые люди, и не могу сказать, что это неправда, но… Мне еще год назад казалось, что я хочу только денег. Помню, выступала с презентацией, говорю про доход, а сама думаю: «Куплю гелик». И такая логика у большинства.

Но когда появляется фокус на развитие стартапа, понимаешь, как глупо вытаскивать часть денег, чтобы поиграть в игрушки, если ты можешь инвестировать их и преумножить в несколько раз.

Появляется новая ценностная шкала. Это тоже влияние окружения: постепенно я стала думать менее материально, понимать, что важнее эмоции. Вещи отходят на второй план, когда знаешь, что пару лет — и все будет, что захочешь.

Правда, я не отказалась от идеи в виде исключения купить гоночную машинку в следующем году. Но у человека, который развивает стартап, мысли не могут быть только о личных ценностях: ты всегда думаешь, что надо сделать очень сильный продукт.

Это не какой-то отказ от вещей, развлечений. Наоборот, ты хочешь быстрее все сделать, потому что расчеты перед глазами. Так что мышление автора стартапа особенное — ты хочешь и мир захватить, и машину купить, и одно не мешает другому. А главное — хочешь создать крутой реальный продукт, потому что без него ни машины не будет, ни мир не захватится.

Фото на обложке: Мария Фролова