Войти в почту

Чернобыль 35 лет спустя: нельзя сказать, что опасность позади

По радиоактивному заражению Чернобыль равен 50 взрывам в Хиросиме. Изотопы цезия и стронция живут несколько десятилетий, и зона отчуждения вокруг Чернобыля сохранится минимум сто лет.

Чернобыль 35 лет спустя: нельзя сказать, что опасность позади
© Вечерняя Москва

После аварии я бывал в Чернобыле неоднократно, беседовал с участниками трагических событий. Самое жуткое впечатление — главная на реакторе красная кнопка АЗ-5 (аварийная защита) в диспетчерской четвертого блока, которую руководители смены аккуратно залепили спичками, чтобы не мешала дурацкому эксперименту. Спички заставляют усомниться в могуществе человеческого разума.

Причиной аварии стал человеческий фактор: безответственность, некомпетентность, немыслимые просчеты. Один из них — переподчинение атомной станции из Минсредмаша СССР (атомное ведомство) в Минэнерго Украины, где решили, что АЭС и ТЭЦ работают по одному принципу. А также недочеты в системе безопасности реактора.

Нельзя сказать, что опасность позади. В саркофаге заточено 200 тысяч тонн радиоактивного топлива, оно живет тайной жизнью. Нет гарантии, что наружу не вырвутся ядовитые пары, которые окажутся страшнее ожившей мумии Имхотепа.

Количество жертв Чернобыля — вопрос, который зависит от политических пристрастий. Политики делали карьеру на спекуляциях вокруг трагедии. Данные ВОЗ: от обрушений погибли 3 человека, еще 28 — сразу от радиационного удара, от острой лучевой болезни умерли 25 человек. Всего 134 случая острой лучевой болезни и 198 лейкозов. В России, Белоруссии и на Украине выявлено 4 тысячи случаев рака щитовидной железы у детей, умерли 9 человек. Долговременный прогноз затруднителен... «Чернобыльский синдром» означает радиофобию — страх перед ядерной энергетикой в любом виде. Тема по-прежнему очень больная.

После трагедии о Чернобыле было снято немало документальных фильмов. Но невозможно было представить, что к 35-й годовщине Чернобыль станет объектом массовой, часто легковесной культуры. Несть числа телесериалам, компьютерным играм, фантастическим романам, о Чернобыле поют все кому не лень: Челентано, «Армия любовников», Дэвид Боуи, «Пинк Флойд»…

Психолог скажет: такова природа человека, который пытается вытеснить страхи легким щекотанием нервов. Но, думаю, лавина ширпотреба идет от желания извлечь прибыль из ужаса перед вселенской катастрофой. В том, что деньги не пахнут, открытия нет. Но суть в том, что ядерная энергетика остается взрывоопасной отраслью. Воспринимать ее как источник развлечения — значит снова играть со спичками.