Войти в почту

Рафаэль Хакимов: "Ко времени возвышения Чингисхана татары уже имели свои государства"

"Исторический путь татар" казанского ученого. Часть 21-я

Рафаэль Хакимов: "Ко времени возвышения Чингисхана татары уже имели свои государства"
© Реальное время

Научный руководитель Института истории им. Ш. Марджани Рафаэль Хакимов написал книгу "Исторический путь татар: перипетии судьбы". В ней казанский историк рассматривает некоторые аспекты отношения к татарам в различных источниках. "Реальное время" продолжает публикацию отрывков из этого сочинения.

Появление татар на политической арене

Татары ("отуз-татар", "токуз-татар") в истории тюркских каганатов появились в качестве активной политической силы в 8 веке. В период создания Тюркского каганата татары уже играли существенную роль во взаимоотношениях тюрков с китайской империей и проявляли относительную независимость. В конце 40-х гг. 8 в. они вместе с огузами восстают против Уйгурского каганата и терпят поражение. В рунических надписях упоминается и об одной войне с кыргызами.

В данном случае для нас важно отметить политическую самостоятельность татар, они в 7-8 вв. упоминаются наряду с тюрками (тюркютами, уйгурами и кыргызами), при этом кипчаки и монголы еще не фигурируют в качестве самостоятельной политической силы.

В тюркской истории в этот период складываются некоторые основные группы племен: телесских, уйгур, кыргызов, татар и др. Однако общетюркское пространство было слабо дифференцировано: у племен были близки хозяйственный уклад, военное и общественное устройство, язык, культура и общая вера — тенгрианство. Доминирование тех или иных племен выглядит как результат конкуренции внутри одной группы, а главными противниками оказываются Китай, кидани, юэджи и др.

Чингисхан. Источник: wikipedia.org

Ранние татарские государства

Создание империи Чингизхана нередко представляют весьма облегченно: появился, мол, харизматичный лидер, сумевший собрать вокруг себя джигитов "длинной воли" (пассионариев), они объединили монгольские племена, кочевавшие в степи, и таким образом пастухи создали невиданное доселе государство.

Если Монголия дала миру такого завоевателя — опытного, мудрого, дальновидного, непобедимого, то, где она могла его взрастить? В монгольских степях? Как можно было воспитать непобедимых полководцев из пастухов? Какое военное обучение, позволяющее возглавить величайшую армию мира, мог получить человек в юрте? Стрелять из лука, скакать на коне, но не более.

Л. Гумилев писал, что в 13 в. численность монгольских племен составляла около 400 тыс. человек. Из них около 300 тыс. были женщины, дети и старики. Оставшиеся 100 тыс. человек надо было поделить между армией и хозяйством, ведь нужны были люди для обеспечения тыла. Так что ни о каких полчищах не приходится говорить.

Экономика кочевников не годится для содержания огромной армии. Нет городов, ремесленников, сырья для плавки металла, нет леса для изготовления луков и стрел. Могла ли степь родить достаточное количество воинов для покорения Китая, Средней Азии, Кавказа, Руси, Восточной Европы? Маловероятно.

Правда, армия у татар во многом состояла из воинов покоренных народов. Но пленные не воевали столь же преданно, как того требовали походы Чингизхана и Бату-хана. "Пушечное мясо" не годилось для подобных задач.

Монгольские всадники

Ранние татарские государства (юрты)

Для возникновения любого государства, и тем более — великой империи, нужна реальная экономическая, военная, интеллектуальная база, опытные полководцы и государственные мужи, а их должны обслуживать многочисленные, хорошо обученные канцелярские работники.

Не только экономическая и политическая база, но и сознание опытных лидеров должно созреть до имперского уровня, а ментальность населения — приобрести гражданские черты. Все это не могло появиться в одночасье, тем более, в голой степи.

На самом деле, ко времени возвышения Чингизхана татары уже были не просто сложившимся народом, но имели свои государства (юрты). Они занимали территорию от северо-востока нынешней Монголии вплоть до Турфана (современный Синьцзян).

Рашид ад-Дин свидетельствует: "Тех татарских племен, что известны и славны и каждое в отдельности имеет войско и [своего] государя, — шесть".

Существование шести татарских юртов, легших в основу империи, объясняет столь стремительное возникновение армии, имперских структур и покорение Чингизханом Азии, Китая, Персии. Не случайно Марко Поло отмечал: "…татары со всего света… признали его своим государем". Такое объяснение более правдоподобно, нежели решение монгольских пастухов покорить мир.

Автор: Р.П. Храпачевский

Божественное Небо и Великая Яса

Что вело Чингизхана? Какие идеалы? Чингисхан говорил, что его ведет Небо, т.е. Всевышний. Перед большими походами он поднимался на гору и там в одиночестве молился и размышлял. Грабеж и разбой его мало интересовали. В конце жизни, завоевав полмира, Чингизхан все еще ходил (по его словам) в простой одежде пастуха. Он мечтал завоевать все страны и установить на земле вечный мир.

Публицистам и киноматографистам нравится версия о том, как простой пастух стал покорителем "Вселенной"? В такой версии все сводится к личности Темучина и высшим силам. Нет слов, он величайший из всех полководцев в истории человечества. Наполеон говорил, что он не был так счастлив, как Чингизхан.

Однако было бы наивно объяснять возвышение Чингизхана только личными качествами или какими-то потусторонними силами. Он опирался на существовавшие в то время татарские государства.

Для объединения различных, да еще воинственных племен, недостаточно было личных качеств полководца, нужна была идеология, способная предложить цели выше племенных интересов. Такой идеологией стала "Великая Яса" — свод новых законов и правил поведения.

Текст "Великой Ясы" не сохранился. Ряд исследователей попытались по летописям восстановить основное содержание законов. Положения Ясы можно разделить на пять отделов:

преступления, караемые смертью; военное устройство;семья; похвальные доблести; различные запреты.

Законы "Ясы" содействовали объединению разных народов в едином государстве. По "Великой Ясе" все религии, все культуры, а значит и народы признавались равными. Просвещенная Европа декларирует аналогичный принцип, но реализовать его в полной мере не удается до сих пор. Великая Татария возникла в силу высокой цели — построения империи, где все народы были бы равными. Обычаи народов не попирались, но сверх них действовала "Великая Яса".

Отступая от хронологии повествования, скажу здесь: грызня татар друг с другом началась вместе с введением государственной религии при Узбек-хане. Татарскую элиту, отказавшуюся принимать ислам из уважения к традициям Чингизхана, казнили.

"Великое Монгольское государство" возникло в 12 в. в результате завоеваний Чингисхана и его преемников. Империя охватывала самую большую в мировой истории территорию от Восточной Европы до Японского моря и от Новгорода до Юго-Восточной Азии. Именно эта территория попала в исторические анналы под названием "Великая Татария". Все последующие тюрко-татарские государства были всего лишь осколками империи Чингизхана.