Войти в почту

The Economist объяснил, как РФ переигрывает США и Ближний Восток благодаря Севморпути

Северный морской путь дает России преимущество над США и экспортерами газа с Ближнего Востока. Об этом пишет британское издание The Economist.

The Economist объяснил, как РФ переигрывает США и Ближний Восток благодаря Севморпути
© ФБА "Экономика сегодня"

По версии издания, развитие Севморпути Россией является решением многовекового вопроса о поиске маршрута между Европой и Азией через Арктическую зону. В последние годы процесс подстегивают климатические изменения, лидерство РФ в ледокольном сегменте и производство сжиженного природного газа (СПГ) на полуострове Ямал, которое ведет НОВАТЭК.

Новейшие танкеры-газовозы ледового класса Arc7 позволяют России поставлять СПГ в Европу и Северо-Восточную Азию с Ямала круглый год. Эти суда не только способны прокладывать путь через льды, но и более экологичны, чем другие танкеры, так как используют в качестве топлива тот же сжиженный газ, что и перевозят. В случае ЧП разлив топлива исключен, так как СПГ при утечке испаряется.

The Economist отмечает, что НОВАТЭК использует Мурманск и камчатские порты в качестве перевалочных пунктов для поставок газа в Европу и Азию соответственно. Вкупе с полной самодостаточностью в производстве сжиженного газа это дает России уникальные преимущества в виде более быстрой (и, соответственно, дешевой) поставки СПГ. Авторы издания указывают, что расстояние от Мурманска и Камчатки до конечных потребителей (порты Северной Европы и Северной Азии) вчетверо короче, чем с Ближнего Востока.

Все это, по данным экспертов The Economist, позволит России сравняться с мировым лидером экспорта СПГ Катаром уже в конце 2020-х, поставляя 70 млн тонн сжиженного газа в год. Если же ставка на экспорт не сыграет, РФ будет использовать Севморпуть для газификации труднодоступных регионов Севера и транспортировки других грузов (металлы, пластмассы, композиты).

В пользу Севморпути также играет серьезная загруженность Суэцкого и Панамского каналов, где судам приходится ждать все более длительное время для прохода. Другим стимулом для перевозчиков использовать новый российский маршрут может стать нестабильность на Ближнем Востоке. При этом, как отмечает The Economist, Северный морской путь является серьезным раздражителем для США, которые требуют свободы судоходства и не согласны с российскими правилами с обязательным требованием разрешения.

Российские эксперты связывают раздраженность Вашингтона из-за Севморпути с американскими претензиями на Арктику, ее ресурсы и логистические возможности. США привыкли к глобальному торговому диктату с инструментами влияния на мировые цены. Наличие полностью независимого от Америки надежного и более короткого торгового маршрута может изменить расклад сил в мировой торговле и экономике.