Войти в почту

На крыльях «Синих птиц»: как легендарные машины-амфибии эвакуируют космонавтов

Машины-амфибии ярко-синего цвета созданы специально для эвакуации и спасения космонавтов. Уникальные вездеходы работают во время космических взлетов и посадок.

На крыльях «Синих птиц»: как легендарные машины-амфибии эвакуируют космонавтов
© ТК «Звезда»

Снегоболотоход прокладывает дорогу основной группе поисково-эвакуационных машин по непроходимым топям и болотам, по снежным заносам, которые в казахстанской степи бывают выше пяти метров.

Наземная группа первой выдвигается в предполагаемый район посадки спускаемого аппарата. В Казахстане, по целине, «Синие птицы» проходят до нескольких десятков и даже сотен километров по бездорожью. Экспедиция занимает от пары дней до полутора недель.

По легенде, первыми до экипажа МКС добирается воздушная группа. Вертолет МИ-8 высаживает у места посадки десант медиков и спасателей.

На извлечение из капсулы, медицинский осмотр и эвакуацию экипажа отводится менее получаса. Разыгрывается два сценария. Первый - штатная посадка. В ней, помимо десанта медиков и спасателей, серьезную работу проводят прибывшие на место экипажи поисково-эвакуационных машин. Они обеспечивают связь, организуют обогрев космонавтов, развертывают мобильный исследовательско-медицинский пункт. По условиям второго сценария спускаемый аппарат приземлился за 200 километров от рассчитанной точки. Места для посадки вертолета нет – мешает снежный наст в несколько метров. Космонавтов поднимают на лебедке.

Впервые в тренировке поисково-спасательной группы на авиабазе Упрун в Челябинской области используются сразу два спускаемых аппарата «Союз». Один необходим для тренировки вертолетчиков, его транспортирует Ми-8. Во втором находятся космонавты.

Тренажер «Одиссей» создан на базе спускаемого аппарата «Союз ТМА-09». Эта капсула была на орбите 166 дней, на ней в ноябре 2013 года у города Жезказган в Казахстане приземлился экипаж МКС. Здесь сохранены все узлы и приборы, кресла космонавтов, и даже рулевое управление.

В тренажере работают системы кондиционирования, освещения, проблесковые маячки. Реальный «Союз ТМА» позволяет спасателям отработать все нюансы извлечения космонавтов, исключить травмы, подготовиться к сложным случаям. Военнослужащие поисково-спасательной службы ЦВО встречали всех космонавтов и астронавтов, которые возвращались с международной космической станции. Нынешняя тренировка – своего рода повторение пройденного материала.

Всего ПЭМов – поисково-эвакуационных машин – в мире 12. Каждая из них спроектирована под конкретную задачу – под транспортировку космонавтов, мобильный медицинский пункт. Эта – машина-погрузчик. Она доставляет капсулу с места посадки в аэропорт Караганды.

Перед предстоящей поисково-спасательной спасательной операцией «Синие птицы» прошли глубокую модернизацию.

«Прошли модернизацию, начиная от рулевой рейки, колесной базы, двигательной установки, радиоаппаратура была проведена, система кондиционирования отремонтирована», - рассказал начальник поисково-спасательной и парашютно-десантной службы ЦВО Евгений Солнцев.

Уже в середине апреля команда «Синих птиц» вместе с коллегами – летчиками, спасателями и медиками отправляется в очередную командировку в Казахстан. Сначала запуск на полигоне Байконур, а через несколько дней – посадка в степях у казахстанского Жезказгана.