Изменение климата заставило динозавров совершить «прогулку» в тысячи километров

Деннис Кент, научный сотрудник Обсерватории Земли Ламон-Доэрти Колумбийского университета и Ларс Клемменсен из Копенгагенского университета исследовали путь пересечения травоядными динозаврами Северной Америки. Результаты их работы опубликованы в Proceedings of the National Academy of Science.

Изменение климата заставило динозавров совершить «прогулку» в тысячи километров

Ученые выяснили, что зауроподоморфы (клада ящеротазовых динозавтров) появились на территории нынешней Гренландии около 214 миллионов лет назад, а не между 225 и 205 миллионами лет назад, как было принято считать.

К новым выводам специалисты пришли после тщательного сопоставления древних моделей магнетизма в слоях горных пород на ископаемых территориях Америки, Европы и Гренландии.

Однако новая информация породила новые вопросы. В частности, ученые заинтересовались тем, почему динозавры-завроподоморфы так долго расширяли ареал своего обитания до Северного полушария, ведь впервые в Аргентине и Бразилии они появились около 230 миллионов лет назад.

«В принципе, динозавры могли пройти почти от одного полюса до другого,

– объяснил Кент. –

Между ними не было океана. Не было больших гор. И все же на это ушло 15 миллионов лет. Как будто улитки могли сделать это быстрее».

Ученый подсчитал, что если стадо динозавров проходило всего одну милю (1,6 километра) в день, то путешествие между Южной Америкой и Гренландией заняло бы менее 20 лет.

Разгадка, по мнению Кента, может быть проста. В тот период, когда зауроподоморфы должны были мигрировать, на Земле снизился уровень CO₂ в атмосфере. Это могло позволить динозаврам преодолеть климатический барьер. Подтверждением тому может быть летопись окаменелостей. Дело в том, что в тропических и засушливых регионах этого периода времени не обнаружено окаменелостей тела зауроподоморфа.

Ученые предположили, что во время снижения уровня CO₂ 215-212 миллионов лет назад тропические регионы стали более мягкими, а засушливые – менее засушливыми.

Есть большая вероятность, что вдоль рек и озер в тот период образовались проходы, которые помогли бы выжить травоядным животным на протяжении путешествия длиной в 10 тысяч километров из Южной Америки в Гренландию. Там окаменелости зауроподоморфа находят в изобилии.

Ранее американские астрофизики выяснили, какой именно объект столкнулся с Землей в конце геологического периода, который длился примерно от 145 до 66 миллионов лет назад. После

катастрофы

, произошедшей в меловом периоде, вымерли динозавры. Тогда же погибли почти три четверти видов растений и животных, живших на Земле.

Фото: pixabay.com