Войти в почту

Варшава садится на иглу

Жителей Польши последнее время доводит до бешенства реклама антикоронавирусных вакцин. Как морковка перед осликом, на волнах польского телевидения ежедневно болтается реклама европейских чудо-препаратов, но самих препаратов, увы – нет. Общее раздражение объединяет и диссидентов и адептов COVID-19. В стране просто негде купить вакцину или записаться на прививку.

Варшава садится на иглу
© Свободная пресса

То есть, лучшие в мире, политически правильные «цивилизованные вакцины» навязываются полякам, но не продаются (существуют ли они, вообще, в природе?). При этом российская вакцина «Спутник V» порицается, как «идеологически ущербная», но она доступна. В связи с этим издание «Gazeta Wyborcza» задается вопросом – а, чего это мы так уперлись? А если использовать для массовой вакцинации населения препарат «Спутник V»?

В конце концов, пишет газета, вакцина уже прошла тесты и признана весьма актуальной. В первых числах февраля 2021 года самый авторитетный журнал по медицинским вопросам «Ланцет» опубликовал статью о принципах действия данного препарата и признал, что «Спутник V» по безопасности и эффективности превосходит европейские, американские и китайские аналоги. Вакцину приняли на вооружение медики двадцати государств на разных континентах. В том числе, ближайшие соседи Польши: Белоруссия, Венгрия, Сербия.

Российский препарат, напомним, сертифицировали также в Аргентине, Боливии, Венесуэле, Парагвае, Мексике, Никарагуа, Объединенных Арабских Эмиратах, Алжире, Иране, Тунисе, Ливане и Армении.

Депутат европейского парламента Радослав Сикорский считает, что в данном случае Польша воткнулась рогом в политическую стенку. Сикорский полагает, что даже хорошие вакцины российского производства представляют для националистического правительства Польши большую политическую проблему. Но ее придется решать. Вероятно, препарат придется купить, переступив через врожденную антипатию ко всему русскому.

Разумеется, в Польше, в среде рядовых потенциальных потребителей вакцины не обходится без шуток. Мол, русские обязательно плеснут в «Спутник V» для Польши несколько капель «новичка», а на вырученные от продажи вакцины денег построят ракеты, дворцы и бункеры. Однако, эксперт Высшего медицинского совета Польши по вопросам борьбы с COVID-19 Павел Гжесевский считает, что насмешливое отношение к российскому препарату надо оставить в прошлом.

В 2020 году, напоминает Гжесевский, у поляков было мало данных о «Спутник V», поэтому дозволена была легкая пренебрежительность в высказываниях. Теперь понятно, что к работе российских ученых надо отнестись с почтением. «Спутник V» имеет эффективность выше 90 процентов. И если препарат пройдет в Европе третью фазу испытаний, медицинский совет Польши обратит на него самое пристальное внимание.

Вопрос — захотят ли поляки прививаться российской вакциной – конечно, останется. Но это будет уже вопрос из области выбора разрешенных религией блюд, а не науки. Какая вакцина – российская, китайская, американская или индийская станут предпочтительными – это станет темой логистики, пропаганды и борьбы научных авторитетов. Пан Гжесевский полагает, что если препарат пройдет необходимые фазы испытаний и будет сертифицирован в Европе, значит, он заслуживает доверия. В данном случае не важно, в какой стране произведена эффективная вакцина.

В плане личного предпочтения эксперт заявил, что выбрал бы вакцину «Спутник V», а не «АстраЗенека» (разработана в Оксфордском университете), которую настырно навязывают поляком. Просто потому, что в «Спутник V» реализована более мудрая концепция. В первой и второй дозах используются разные носители генетической информации. Это, по мнению Гжесевского отличная идея, которая позволила на практике избежать формирование в организме человека антител против вектора вакцины.

Дело вовсе не в том, что кто-то из специалистов Высшего медицинского совета Польши испытывает особые симпатии к стране производства вакцины «Спутник V». У ученых нет национальных предубеждений, подчеркнул Павел Гжесевский. Вопрос о закупках российской вакцины в ближайшее время может быть решен положительно, несмотря на брезгливость польских националистов.