Войти в почту

Человек, который спас атомную отрасль: умер бывший директор «Атоммаша» Алексей Головин

Ростовская область, 25 января 2021. DON24.RU. Сегодня в Волгодонске прощаются с бывшим директором Атоммаша Алексеем Головиным, который скончался 22 января после продолжительной болезни. Об этом информирует пресс-служба мэрии. Алексея Головина называют человеком, который в середине 90-х годов спас от гибели Атоммаш — один из крупнейших заводов атомного машиностроения нашей страны. Да и всю атомную отрасль, пожалуй, тоже. Немного истории. Атоммаш — яркий символ индустриального триумфа Советского Союза. Завод атомного машиностроения в Волгодонске построен в 1976 году и предназначался для серийного выпуска атомных реакторов и комплектного оборудования для АЭС. Ежегодно здесь выпускалось восемь комплектов оборудования для АЭС (реакторы, парогенераторы, перегрузочные машины, компенсаторы давления, механизмы обслуживания — всего 250 наименований). Подобного объема работ по атомной тематике еще не делал никто. Да и поныне ни один завод в мире не способен выпускать такое оборудование в комплексе. В свое время Алексей Головин говорил автору этих строк: «Атоммаш может изготовить любое оборудование для любой АЭС — от чайника до ядерного реактора. Это единственный завод в нашей стране, способный сам построить и оснастить атомную станцию». Мы много ходили с Алексеем Головиным по цехам и лабораториям. Директор рассказывал, что Атоммаш работает не только на серийную атомную энергетику, но и оказывает помощь отечественной науке. Так, для установки Токамак-15 в институте им. Курчатова, прообраза термоядерной станции будущего, Атоммаш изготовил наиболее сложные узлы — вакуумную камеру (в которой осуществляется атомный синтез), вакуумный кожух и блоки сверхпроводящей обмотки для создания магнитного поля. После развала СССР развитие атомной отрасли фактически было приостановлено. Атоммаш перестал получать заказы. Как писала тогда газета «Коммерсант», изготовленные в Волгодонске реакторы для атомных электростанций так и остались на заводе, не востребованные заказчиками. Вместе с ними в цехах пылились парогенераторы, компенсаторы и другое оборудование. Отправлять их некуда: строительство Ростовской, Крымской, Башкирской и Татарской АЭС, куда планировались поставки, было приостановлено. Потеря основных заказов — на комплектное оборудование для АЭС — и прекращение госфинансирования привели к падению гиганта. Предприятие, от работы которого зависел весь Волгодонск, оказалось на грани развала. Положение было отчаянным. Чтобы хоть как-то выжить, на Атоммаше пытались даже наладить производство легковых автомобилей «Мерседес». Тогда подобные проекты были в моде. На Ростсельмаше, например, в те годы собирались выпускать автомобили «Вольво». Но задумка с перепрофилированием производства себя не оправдала — себестоимость «Мерседеса», изготовленного на атомных станках, оказалась запредельно высокой. В этот тяжелый момент предприятие возглавил Алексей Головин. Энергичный директор внедрил эффективную схему управления и вывел предприятие из кризиса. «В 90-е и нулевые команда Головина делала все, чтобы спасти завод от развала, обеспечивая прорыв на новые рынки. В том, что Атоммаш был сохранен как единый комплекс и не был остановлен ни на один день – огромная заслуга Алексея Ивановича», — рассказали в мэрии Волгодонска. Бывшему директору Атоммаша было 68.

Человек, который спас атомную отрасль: умер бывший директор «Атоммаша» Алексей Головин
© Don24.ru