Войти в почту

Ученый из Волгограда высказался о полете корабля Crew Dragon к МКС

Главной сенсацией недавних дней стал полет с астронавтами на борту к Международной космической станции частного американского космического корабля Crew Dragon («Пилотируемый дракон»). Мнения высказываются полярные – от того, что он представляет собой революцию в космосе, и до того, что это банальное событие, не заслуживающее особого внимания. Внести ясность на сей счет для наших читателей мы попросили авторитетного волгоградского специалиста, доктора физико-математических наук Илью Коваленко. В космос выходят частники – Для людей, которые интересуются космической деятельностью, – ответил нам Илья Геннадьевич, – запуск космического корабля Crew Dragon был уже давно ожидаемым событием. Вряд ли кто сомневался, что он состоится. Событие это действительно довольно важное. Однако все-таки не революционное. – Что же означает оно для современной космонавтики? – Мы переживаем эпоху всё более возрастающих темпов ее развития. Летает на космической орбите постоянно действующая орбитальная станция МКС. Это грандиозный международный проект, основные участники в нем – США и Россия. В придачу к этому довольно неожиданно успехов в освоении космоса стали добиваться частные компании. Прежде всего, американские, а также китайские. Сразу несколько частных компаний делают одновременно в этих странах шаги по освоению космоса. В Америке, к примеру, все компании, которые выполняют заказы национального агентства по аэронавтике и исследованиям космического пространства НАСА, – это коммерческие фирмы. Есть в их числе гигантские корпорации, есть и более мелкие. – И на каких условиях они сотрудничают с НАСА? – Во второй половине прошлого десятилетия было объявлено, что НАСА подключает к исполнению своих заказов коммерческие компании на конкурсной основе. Причем, теперь оно покупает у частных фирм не сами аппараты, а конкретные услуги. Предположим, НАСА делает заказ: «Нам надо выполнить шесть полетов на МКС, доставить на нее грузы таким-то весом и вернуть на Землю груз таким-то весом». Впервые на таких условиях в 2010 году компанией SpaseX, возглавляемой Илоном Маском, был выведен на орбиту прототип многоразового грузового космического корабля. Затем она получила от НАСА первые заказы на доставку грузов на МКС с помощью беспилотного аппарата. Он послужил прототипом для создания затем уже пилотируемой версии аналогичного космического корабля. До ста человек одновременно – Причем, насколько знаю, первая ступень ракеты, выводившей его на орбиту, самостоятельно, в автоматическом режиме возвращается на Землю… – Это замечательное, действительно революционное достижение в космической технике. Официально впервые посадку первой ступени ракеты осуществила компания Blue Origin, возглавляемая американским мультимиллиардером Джефом Безосом, который, вполне вероятно, станет со временем первым в истории триллионером, обладателем триллиона долларов. Но по-настоящему эту идею реализовала компания Илона Маска. Возвращение первой ступени ракеты на Землю позволило существенно удешевить вывод полезной нагрузки на орбиту. Раньше ракеты, предназначенные для полетов в космос, были у американцев очень дорогими. Но Илон Маск не останавливается на достигнутом. Возглавляемая им компания отлаживает, например, новую технологию посадки обтекателя космического корабля, предназначенного для его защиты от напора воздуха при взлете. Такой обтекатель, подобно фисташкам, имеет две створки. При выходе ракеты в разреженный слой атмосферы они сбрасываются с космического корабля. Маск предлагает ловить их специальными большими сетками, напоминающими огромные батуты и установленными на морских судах. Это существенно удешевило бы запуск аппаратов в космос. – Выходит, единственное, что теряется пока у Маска безвозвратно – это вторые ступени ракет… – Да. Но он приступает сейчас к реализации фантастического проекта сверхтяжелой ракеты, которая научится возвращать на Землю обе свои ступени! Вторая ступень, как предполагается, будет снабжена при этом крыльями. При спуске на Землю она будет парить в атмосфере, как бабочка. Со временем Илон Маск хочет сделать на основе такой сверхтяжелой ракеты транспортную систему, способную, подобно самолету, отправить в космос около ста человек одновременно! От керосина – к метану Но и это не всё. Компания SpaseX и Илон Маск осваивают ракету с кардинально новым двигателем. Это метановый двигатель – двигатель нового качества. – И в чем же его новизна заключается? – Много лет при запусках в космос ракет в качестве топлива в основном используется керосин. А керосин, как известно, жидкость более плотная, чем сжиженный метан. Как следствие, чтобы ракета могла летать на метановых двигателях, ей нужны очень большие топливные баки. А значит, она будет испытывать значительно большее сопротивление воздуха при запуске. Но дело в том, что если керосин при сгорании коптит, то метан – нет! То есть, первую ступень ракеты, запущенную в космос на керосине и вернувшуюся на Землю, сначала надо будет хорошо почистить и лишь затем использовать повторно. Это довольно долгий и трудоемкий процесс. Тогда как ракету, запускавшуюся в космос на жидком метане, можно использовать повторно хоть на следующий после ее возвращения день. Так что у Илона Маска два феноменальных технических достижения. Одно из них – уверенная посадка первой ступени ракеты на Землю с ее последующим новым использованием. Другое – переход на метановые технологии в создании двигателей ракет. Трамплин на Марс – Илья Геннадьевич, до сих пор Илоном Маском использовались повторно лишь грузовые космические корабли. Теперь, насколько понимаю, настанет время пилотируемых кораблей? – До последнего времени НАСА не позволяло Илону Маску использовать повторно космический корабль для пилотируемых полетов. Но на днях было объявлено, что если первый полет Crew Dragon к МКС успешно завершится, то НАСА даст Илону Маску «добро» на то, чтобы повторно использовать его и для пилотируемых запусков. Теперь он начал создавать группировку из нескольких тысяч, даже, может быть, нескольких десятков тысяч искусственных спутников, которые будут ретранслировать повсюду широкополосный Интернет. Причем, скорость такого Интернета, как предполагается, будет чрезвычайно высокой – как в лучших современных кабельных системах. Через четыре года, в 2024 году, НАСА, возможно, реализует также свои планы посадки космического корабля на Луну. Примерно в то же время на окололунную орбиту будут выведены первые модули окололунной космической станции. Как предполагается, она послужит своеобразным трамплином для полетов людей к Марсу. Возвращение романтики – В начале беседы вы говорили, что в наше время в космос выводят ракеты и китайские частные фирмы… – Да, кроме частных американских и европейских компаний, использовать коммерческую составляющую освоения космического пространства пытается также Китай. Там уже довольно много частных фирм, выводящих на околоземную орбиту маленькие ракеты. А американо-новозеландская компания Rocket Lab два года уже как выводит на орбиту свои сверхлегкие ракеты. Причем, многие узлы этих ракет… печатаются на 3D-принтере! То есть, мы видим в наши дни расцвет коммерческой космонавтики. И опыт показывает, что эффективность коммерческого космоса явно выше, чем космоса государственного. – Илья Геннадьевич, давайте попробуем выделить главное из сказанного вами. Что принесли с собою в наше время в космонавтику Илон Маск и его космический корабль Crew Dragon? – Самое важное в Илоне Маске – это его неумеренный оптимизм, стремление к реализации мечты. Он смог вернуть в космонавтику романтику, утраченную было в наше время. Благодаря ему все люди вновь с интересом начали следить за происходящим в космосе, как это было мног

Ученый из Волгограда высказался о полете корабля Crew Dragon к МКС
© Волгоградская правда