Ещё
Россия обратилась в ООН и ОБСЕ из-за Украины
Незаконные действия: Украина и Грузия жалуются на РФ
Незаконные действия: Украина и Грузия жалуются на РФ
Армия
Первые отставки: два министра не войдут в новый кабмин
Первые отставки: два министра не войдут в новый кабмин
Политика
Запад назвал три сценария сохранения власти у Путина
Запад назвал три сценария сохранения власти у Путина
Политика

Запертый сгусток света поможет в создании устройства для анализов на дому

Фото: © Fotolia / Alexander Raths
, 20 ноя — РИА Новости. Ученые Сибирского федерального университета (СФУ) в составе международного научного коллектива продлили жизнь особого состояния света, возникающего на границе холестерического жидкого кристалла и слоистой среды. Это поможет создавать устройства для взятия медицинских анализов в домашних условиях. Результаты исследования опубликованы в журнале Crystals.
Оптическое состояние, исследованное научной группой — это сгусток света, который образуется на границе двух различных сред, исполняющих роль зеркал. За счет множественного переотражения в этих зеркалах свет попадает в своеобразную «ловушку» и оказывается «запертым» на границе.
Так, при падении света на границу среды, появляются отраженные и преломленные лучи. В случае предельного угла полного отражения может возникать луч, скользящий вдоль границы — световая поверхностная волна.
"В отличие от других поверхностных волн, в случае луча, падающего перпендикулярно поверхности, волна останавливается и не переносит энергию вдоль границы. Такое явление называют таммовским оптическим состоянием", — рассказал руководитель научной группы, профессор кафедры теоретической физики и волновых явлений СФУ Степан Ветров.
Остановившийся свет получилось закрутить как юлу, с помощью холестерического жидкого кристалла. Этот жидкий кристалл не обладает зеркальной симметрией, потому что состоит из ориентированных продолговатых молекул, направление которых закручивается в спираль, подобно винтовой лестнице.
Получившийся «световой волчок» живет дольше обычных волн. Ученые дали ему название — хиральное оптическое таммовское состояние.
"Очень важно, что новое состояние оказалось относительно долгоживущим — оно длится пикосекунды. За это время свет успевает отразиться от зеркал тысячи раз. Рассчитываем, что наши исследования помогут со временем создать новые типы микролазеров и биосенсоров", — прокомментировала доцент кафедры физики СФУ .
По словам ученых, полученные биосенсорные системы будут чрезвычайно высокочувствительными, что позволит проводить анализ крови на дому и получать быстрый, точный результат. И это не все из возможных новинок, которые могут войти в нашу действительность благодаря открытию физиков.
Совместно с СФУ в исследовании принимали участие ученые из Института физики им. Л. В. Киренского ФИЦ КНЦ СО  и Национального университета Чиао-Тун (Тайвань).
Видео дня. Илон Маск раскрыл планы колонизации Марса