Мобильное приложение поможет остановить эпидемию норовируса

Американские исследователи создали высокочувствительную портативную систему обнаружения частиц опасного норовируса, которая может работать как обычное мобильное приложение на базе смартфона. О ещё одном полезном способе использования гаджета рассказали в четверг в Королевском химическом обществе. Инженер-биомедик Университета Аризоны Чон-Йол Юн (Jeong-Yeol Yoon) и его команда создали высокочувствительную портативную систему, способную обнаруживать норовирус в опасной для людей концентрации. Работа была представлена на Национальном собрании Американского химического общества в Сан-Диего, штат Калифорния, 27 августа. Всего лишь 10 частиц вируса Норфолка (норовируса) могут вызвать рвоту и диарею у людей. Этот вирус чрезвычайно заразен, поэтому раннее обнаружение имеет жизненно важное значение для предотвращения эпидемий. Однако вирус невозможно вырастить в лабораторных условиях, а современные методы его обнаружения требуют сложных и трудоемких методов ПЦР (полимеразной цепной реакции). Ранее исследовательская группа Юна разработала устройство, которое измеряет рассеивание света от поражённых норовирусом полистирольных шариков в бумажном микрофлюидном чипе. Теперь они улучшили точность обнаружения вируса с помощью флуоресцентного освещения. Затем учёные решили адаптировать эту систему для смартфона с помощью приложения, оно помогает превратить камеру в микроскоп. Такие приложения существуют уже довольно давно. Юну оставалось добавить пару компонентов, чтобы превратить смартфон во флуоресцентный микроскоп. Для работы такого микроскопа требуется также отдельно стоящий источник света и 2 оптических фильтра. Эти компоненты помещаются в специальный кейс. Для тестирования образца его сначала добавляют к бумажному микрофлюидному чипу, а затем к суспензии флуоресцентных шариков, помеченных норовирусными антителами. Через три-пять минут антитела притягивают норовирусные частицы в образце, создавая светящиеся шарики. Увеличение интенсивности свечения вокруг каждой частицы норовируса можно обнаружить, сделав снимок чипа с помощью камеры смартфона. Затем специальное приложение анализирует снимок и определяет концентрацию норовируса в образце. По словам Юна, система позволяет обнаружить уже от 5 или 6 частиц норовируса. По его оценкам, материальные затраты на эту систему, помимо затрат на сотовый телефон и разработку приложений, составляют около $200. Учёные считают, что система может быть использована для анализа источников подземных вод там, где скважины подвергаются риску загрязнения. Также это устройство поможет поддерживать нужный уровень гигиены на круизных судах. Такая технология может быть адаптирована для обнаружения других вирусов, уверены учёные. В России такое приложение наверняка было бы востребовано: за последние годы, например, у нас увеличилось число заболеваний вирусным гепатитом.