Ещё
Пока вы спали: как Лавров "прогибал" Помпео
Политика
Меркель признала победу Путина
Политика
Заворотнюк получила особый статус на Украине
Заворотнюк получила особый статус на Украине
Общество
Россияне назвали справедливую зарплату
Социология

Российские ученые выяснили, от чего зависит судьба звезд во Вселенной

, 30 июл — РИА Новости. Международная группа исследователей под руководством ученых Института теоретической и экспериментальной физики (ИТЭФ, Москва, входит в ) выяснила, что от концентрации изотопа водорода-4 в ядре звезд зависит, чем кончится «жизнь» того или иного светила, этот результат позволит точнее предсказывать будущее звезд, сообщила пресс-служба Курчатовского института.
В быстро сжимающемся (коллапсирующем) ядре сверхновой звезды содержится множество легких, так называемых нейтронно-избыточных изотопов водорода и гелия, в первую очередь, изотопа водорода-4 (имеющего также название квадий). Оказалось, что именно присутствие квадия в том или ином количестве влияет на темпы обмена энергией между веществом и потоком элементарных частиц нейтрино внутри звезды. В зависимости от этого либо произойдет взрыв сверхновой, либо ударная волна затухнет, и вся звезда сколлапсирует в черную дыру, поясняется в сообщении.
В новом исследовании ученые ИТЭФ совместно с коллегой из Базельского университета (Швейцария) сравнили результаты вычислений по трем так называемым уравнениям состояния звездного вещества и выяснили, что одна из важнейших переменных в этих уравнениях никогда не присутствовала.
"В самых продвинутых уравнениях состояния учитываются тысячи ядер. Но изотоп водород-4 никогда в эти наборы не включался. Более того, другие легкие нейтронно-избыточные изотопы тоже редко кем рассматривались. А они оказались важны", — отметил ведущий автор исследования, заведующий лабораторией физики плазмы и астрофизики Курчатовского института , слова которого цитируются в сообщении.
"Мы показали, что влияние легких нейтронно-избыточных изотопов на параметры уравнения состояния вещества, и, соответственно, непосредственно на динамику коллапса, малы. Но изменения в скоростях реакций нейтрино с веществом могут быть значительны", — пояснил Юдин.
Открытие ученых крайне важно, поскольку именно нейтрино «управляют» процессом коллапса и взрыва звезды, подчеркивается в пресс-релизе. Нейтрино уносят в сто раз больше энергии, чем выделяется в виде кинетической энергии разлетающегося вещества, и в 10 тысяч раз больше энергии, чем уносят кванты электромагнитного излучения — фотоны.
"А ведь именно вспышка фотонного излучения и является тем чрезвычайно ярким событием, сравнимым по светимости с сиянием целой галактики, которое мы и называем взрывом сверхновой. Поэтому даже маленькие изменения в темпах обмена энергией между веществом и потоком нейтрино внутри звезды могут решить вопрос: произойдет ли взрыв, или ударная волна затухнет, и вся звезда сколлапсирует в черную дыру", — говорится в сообщении.
"Достаточно от захлестывающего звезду потока нейтрино забрать лишь один процент энергии, и мы получим успешный взрыв сверхновой. Потому-то изменения в скорости реакций нейтрино с веществом так важны. Мы обращаем внимание исследователей на то, что эффект, вызываемый учетом легких изотопов важен, должен учитываться, и может повлиять на процесс взрыва", — сказал Юдин.
Видео дня. Родители 5 лет держат здоровую дочь в больнице