Ученые из России и США нашли причину, по которой многие кометы имеют гантелевидную форму

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 7 февраля. /ТАСС/. Группа ученых из России и США выявила причины, по которым многие кометы имеют форму гантели. Специалисты пришли к выводу, что это объясняется сублимацией льда и других летучих веществ, находящихся в кометах. В исследовании участвовали сотрудники Института прикладной астрономии Российской академии наук Дмитрий Вавилов и Юрий Медведев, а также Зигфрид Эгглем (Вашингтонский университет) и Павел Затитский (Санкт-Петербургский государственный университет). Как рассказал ТАСС Дмитрий Вавилов, они пытались найти объяснение странной формы знаменитой кометы 67P/Чурюмова-Герасименко, открытой советскими астрономами в конце 1960-х годов. В 2014 году международный космический аппарат "Розетта" достиг кометы и передал на Землю снимки этого космического объекта, напоминающего по форме гантель - гимнастический снаряд, в виде двух шаров, соединенных рукояткой. Это стало сенсацией в научном мире и вызвало бурю споров, предлагались многочисленные объяснения такой странной формы: "срастание" двух протокомет, разрушение кометы из-за столкновений с другими объектами, а также другие версии. Однако такой ответ показался астрономам из Петербурга преждевременным. "Дело в том, что у пяти из семи комет, изображения которых были получены, формы оказались невыпуклыми, и напоминают гантель - неужели они так часто сталкиваются или так часто происходит срастание двух протокомет? Данные миссии "Розетта" говорят, что материал в области перемычки у кометы Чурюмова-Герасименко улетучивается быстрее. Этот факт наводит на мысль, что у изначально сферических комет на поверхности имеется достаточно толстая корка из менее летучего материала. Мы построили 3D-модель, которая показывает, как изменяется форма кометы со временем в зависимости от ее вращения. В большинстве случаев комета сначала начинала вытягиваться, из-за этого в области "талии" более летучие вещества оказывались ближе к поверхности, что впоследствии приводило к образованию невыпуклых форм кометных ядер, напоминающих гантель", - пояснил Вавилов. Он отметил, что открытие касается не только кометы Чурюмова-Герасименко и имеет более широкое значение. Оно объясняет, почему у многих известных комет наблюдается столь странная для Солнечной системы форма. Кроме того, исследование отвечает на давно интересовавший астрономов вопрос, почему кометы в целом имеют более вытянутую форму, нежели астероиды. "Считается, что в настоящее время основная масса ядер комет сосредоточена на периферии нашей Солнечной системы, но под действием различных гравитационных сил от больших планет часть из них меняют свою орбиту и проникают в окрестности Солнца, - сказал Вавилов. - Кометы, в отличие от астероидов, на значительную часть состоят из летучих веществ (преимущественно из водяного льда), и при приближении к Солнцу вещество начинает испаряться, что меняет размеры и форму объекта. Чем больше освещена какая-то часть поверхности кометы, тем быстрее с нее будет испаряться вещество. Согласно нашим моделям, сначала комета вытягивается, что не происходит с астероидами, а потом в зависимости от начальных характеристик и эволюции вращения изначально сферические кометы приобретают различные формы". Результаты исследования опубликованы в международном научном журнале Astronomy & Astrophysics.