«Кто придумал ненавидий?»: житель Бора озадачил знатоков «Что? Где? Когда?» каверзным вопросом

Вопрос Романа Румянцева из города Бор звучал так: — 23 августа 1964 года в Объединенном институте ядерных исследований в Дубне группой ученых был открыт новый элемент таблицы Менделеева, — прочитал ведущий программы Борис Крюк. — Говорят, что вскоре со всех концов страны полетели письма с вариантами названий для этого элемента: «спутник», «дубний», «московий», «курчатовий», «советий», «мирий» и «дружбий». Вопрос: что объединяло людей, предложивших название «ненавидий»? Знатоки предлагали несколько вариантов. Например, конкуренты или аббревиатура фамилий ученых, открывших элемент. Пытались даже «натянуть» и на название фамилии артистов, игравших троицу в комедиях Гайдая. Никулин и Вицин подошли, но Моргунов «не влез». — Видимо, у нас нет правильного ответа, — сказал после минутного обсуждения Станислав Мереминский. — В начале 1960-х годов популярна была космическая тематика. Может быть, этих людей объединяло то, что они побывали в космосе или входили в отряд космонавтов. Оказалось, что название «ненавидий» предложили жены ученых, сделавших открытие. Ведь из-за этого элемента их мужья все время пропадали на работе. В результате назвали сначала «курчатовий», а потом переименовали в «резерфордий». Первый раунд закончился со счетом 1:0 в пользу зрителей. Роман Румянцев получил за свой вопрос 50 тысяч рублей. Резерфордий (Rf, лат. Rutherfordium), до 1997 года в СССР и России был известен как курчатовий (Ku, лат. Kurchatovium) — 104-й элемент в периодической системе. Советские учёные, первыми заявившие о синтезе нового элемента, предложили это название в честь выдающегося советского учёного-физика Игоря Курчатова. В 1969 году элемент был получен группой учёных в университете Беркли (Калифорния), которые заявили, что не смогли повторить эксперименты советских учёных. Название «резерфордий» в честь выдающегося английского физика Эрнеста Резерфорда было принято Международным союзом теоретической и прикладной химии в 1997 году.