Ещё

Что может рассказать о Вселенной межзвёздный астероид на орбите Юпитера

Фото: 360tv.ru
Международная группа учёных обнаружила первый межзвёздный объект, постоянно пребывающий в Солнечной системе. Возраст «находки» — «инопланетного» астероида на орбите Юпитера — составляет как минимум миллион лет. По мнению российских специалистов, изучение состава этого небесного тела позволит больше узнать о планетной системе, из которой он прибыл, и, вероятно, поможет понять, пригодна ли она для жизни. О галактической судьбе космического гостя — в материале RT.
По встречной
Впервые учёные открыли астероид BZ509 на орбите Юпитера в 2015 году. Тогда астрономов привлекла лишь его необычная траектория движения — по «встречной». Специалисты продолжили наблюдать за объектом, и в новом исследовании французские и бразильские учёные выяснили, что небесное тело прибыло из другой планетной системы. «Инопланетный» BZ509 вращается по орбите Юпитера как минимум последний миллион лет, считают астрономы. Это первый в истории нашей галактики межзвёздный объект, постоянно пребывающий в Солнечной системе.
Данных с телескопов, установленных в Обсерватории Лазурного берега, позволили астрономам выяснить, что небесное тело вращается примерно на таком же расстоянии от Солнца, что и Юпитер, только в противоположную сторону.
«Почти все объекты Солнечной системы обращаются по орбитам вокруг Солнца в направлении вращения звезды, то есть против часовой стрелки. Иногда встречаются небесные тела с ретроградным вращением — по часовой стрелке. Но случай с BZ509 уникален. Этот астероид движется не только по ретроградной орбите, но также и коорбитально газовому гиганту (обращается вокруг Солнца с тем же периодом, что и планета Юпитер)», — сообщил автор исследования Фатхи Намуни.
По оценкам специалистов, орбита BZ509 удивительно стабильна уже на протяжении миллиона лет. Учёные отметили, что механизм эволюции таких орбит до конца не известен.
Странствующие изгнанники
В ходе дальнейших наблюдений за астероидом учёные внимательно рассмотрели его поверхность и выяснили, что химический состав объекта отличается от состава небесных тел Солнечной системы. Астрономы сделали вывод, что «инопланетный» гость прилетел из межзвёздного пространства.
Чтобы больше узнать о природе BZ509, учёные смоделировали на компьютере рождение Солнца и других звёзд, впервые включив в модель такой вариант развития событий, при котором астероиды могли «улетать» из своих планетных систем в другие.
Оказалось, что момент рождения Солнца совпал по времени с появлением множества других звёзд с их планетными системами и астероидами. Гравитационные силы помогают расположенным рядом друг с другом планетным системам «притягивать» к себе «чужие» небесные тела, в том числе астроиды.
«Иногда силы гравитации Солнечной системы могут перевести межзвёздные небесные тела на гелиоцентрическую орбиту. Результаты моделирования показывают, что массивность газового гиганта позволяет ему захватить такой «инопланетный» объект и перевести его на околосолнечную орбиту», — отметил Намуни.
Неисследованные горизонты
С выводами западных коллег согласны и российские учёные. По мнению доктора физико-математических наук, ведущего научного сотрудника Государственного астрономического института им. П. К. Штернберга , такие объекты покидают свои системы на ранних этапах своей эволюции. При этом все модели формирования Солнечной системы и вообще всех планетных систем, показывают, что такой вариант развития событий вполне вероятен.
«Объект размером с астероид или комету может быть выброшен из своей системы, после чего он будет блуждать по галактике и попадёт внутрь других планетных систем. После этого он может, ни с кем не взаимодействуя, прилететь и улететь, как это сделал Оумуамуа.
Или же он может испытать гравитационные воздействия больших планет, и тогда он окажется «захваченными» на одной из орбит. Поскольку Юпитер — самая массивная планета в Солнечной системе, то именно у этого газового гиганта больше всего шансов «захватить» межзвёздный объект», — отметил онв беседе с RT Сергей Попов.
По мнению собеседника RT, открытие первого постоянно пребывающего в нашей Солнечной системе межзвёздного «гостя» и понимание того, как этот «изгнанник» оказался на орбите Юпитера, поможет пролить свет на эволюцию других планетных систем. Дальнейшее изучение химического состава астероида расскажет о «составе» атмосферы планетной системы, из которой он прибыл, и, вероятно, позволит узнать, пригодна ли эта система для жизни.
Российский астроном, академик по Отделению физических наук отметил, что подобных «инопланетных» гостей в нашей Вселенной может быть очень много.
«Число межзвёздных астероидов в Солнечной системе может достигать тысячи, но они, как правило, не очень крупные. Просто объекты с меньшей массой легче «вылетают» из своих систем. Дело в том, что астероиды и кометы движутся часто по очень вытянутым орбитам и покидают свои звёздные системы. За счёт гравитационного взаимодействия с другими планетами эти небесные тела могут вылететь в межзвёздное пространство. Затем их «захватывает» другая планетная система. Такое явление довольно распространено во Вселенной», — заключил Балега.
Видео дня. Прототип корабля Starship Илона Маска взорвался при испытаниях