Войти в почту

Оставит ли Илон Маск Россию без «коммерческого» космоса

Запуск на околосолнечную орбиту автомобиля Tesla при всей его картинности поставил российскую космическую отрасль перед гамлетовским вопросом: быть или не быть? Ответ далеко не очевиден.

Маск оставит Россию без «коммерческого» космоса?
© SpaceX

Успешный запуск ракеты FalconHeavy компанией Илона Маска SpaceX грозит России потерей рынка коммерческих пусков.

SpaceX уже вышла в лидеры мирового рынка коммерческих пусков, перехватив заказы у старых игроков, прежде всего «Роскосмоса» и французской ArianeSpace. В 2017 году SpaceX провела 18 пусков ракеты-носителя Falcon, все они были успешными. Ее доля достигла 45% (у ЕС 40%, а у России — 15%).

Официальный представитель Роскосмоса Михаил Фадеев сообщил «Ридусу», что агентство предпочитает воздерживаться от каких-либо комментариев по поводу программ SpaceX.

Молчание — золото

Ситуация для российского космического «извоза» выглядит все более угрожающе, объясняет неразговорчивость «Роскосмоса» глава Института космической политики Иван Моисеев.

«Если говорить напрямую, то Россия уже потеряла рынок коммерческих запусков, и динамика, мягко говоря, не в нашу пользу уже на протяжении нескольких лет. До выхода на рынок SpaceX американцы занимали третье место по числе таких запусков, мы же делили первое-второе место с французами, на четвертом были китайцы. Сейчас Россия и США поменялись местами», — сказал он «Ридусу».

После обкатки Falcon-9 сегмент, оставшийся для российских ракет-носителей, сжался многократно, поскольку ракеты Маска кладут их на обе лопатки по главному показателю для коммерческих стартов — себестоимости вывода полезной нагрузки, объясняет эксперт.

«Один килограмм выводимого на орбиту груза у SpaceX обходится в $1500, это вдвое дешевле российских расценок. Ракета Falcon-9 действительно перевернула рынок, причем не только глобальный, но и американский», — говорит он.

До сих пор американцы предпочитали создавать именно полезную нагрузку, отдавая ее выведение в космос другим странам, в том числе и России. До появления Falcon-9 запускать спутники самостоятельно им было не очень выгодно экономически. Можно сказать, что SpaceX позволит Соединенным Штатам произвести импортозамещение в области коммерческих космических пусков.

Надежда на собственное выживание для Роскосмоса сейчас тем более призрачна, что она полностью зависит от обстоятельств вне компетенции и сферы влияния российского космического агентства, указывает Моисеев.

«Единственный шанс для Роскосмоса отыграть какую-то долю рынка — это если в мире произойдет резкий всплеск заказов на выведение аппаратов на орбиту. Тогда, если американцы с таким количеством заказов не справятся, излишки перепадут России. Но в ближайшие десять лет спрос на такие услуги прогнозируется стабильный, около 30−35 запусков в год. Это достаточно небольшое число заказов при существующем количестве желающих их принимать. Соответственно, конкуренция между „извозчиками“ просто сумасшедшая, и российская космическая отрасль в ее нынешнем состоянии рассчитывать на что-то, кроме остатков пирога, не может», — считает эксперт.

По его мнению, Российскому космическому агентству надо понять свои реальные возможности и не лезть в чужую лигу. Это значит — переориентироваться на внутренний рынок запусков, где у агентства есть бюджетный источник, чтобы хоть как-то сводить концы с концами.

Космос в головах

Насколько точным или, напротив, чрезмерно пессимистичным окажется этот прогноз, зависит от того, какая идеология возобладает в руководстве российской космической отрасли, говорит Игорь Маринин, главный редактор журнала «Новости космонавтики».

«Понятие ведущей космической державы поддерживается способностью страны покрывать свои потребности в космических исследованиях своими силами, то есть иметь свои средства выведения, свои космодромы и пилотируемые программы. Этим критериям сейчас соответствуют только Россия, США и Китай. А вот Европейское космическое агентство пользуется услугами России и США, хотя в плане научных исследований у ЕКА тоже есть чем гордиться», — сказал он «Ридусу».

Откажется Россия от одного из элементов этой триады или нет — вопрос политический, потому что в самой космической отрасли достаточно сильны голоса в поддержку «утилитарного» использования космоса, то есть отказа от пилотируемых полетов как экономически убыточных и переносе акцента на запуск спутников прагматического назначения — связи, геологоразведки и т. д.

«Если мнение, что космический „соцкультбыт“ важнее фундаментальных исследований, внедрят в голову руководства страны, Россию действительно нельзя будет называть великой космической державой», — предупреждает Маринин.