В вечной мерзлоте Сибири нашли бактерии возрастом 3,5 млн лет

Известно, что глобальное потепление запускает целую серию цепных биологических реакций. Так, недавно было обнаружено, что потепление климата разблокирует огромные запасы органического углерода, хранящиеся на севере в вечной мерзлоте. Но таяние мерзлоты может высвободить не только углерод, но и множество микроорганизмов, которые, как известно, обладают хорошей способностью к выживанию. Какие именно микроорганизмы содержатся глубоко под землёй, скованные до времени древней мерзлотой, решили выяснить в своей работе российские биологи. Подобные исследования уже проводились на Аляске, в Канаде и на севере Сибири. В этом исследовании учёные сделали геномный анализ микроорганизмов, содержащихся в образцах почв, извлечённых из вечной мерзлоты в районе реки Алдан в Центральной Якутии. Возраст слоя, из которого были извлечены образцы почв, учёные оценивают в 3−3,5 млн. лет. За всё это время колебания минимальной температуры ни разу не затрагивали замороженное состояние этих отложений, и структура бактериального сообщества в них оставалась неизменной и неизвестной. Учёные выделили из образцов ДНК и затем с помощью полимеразной цепной реакции установили консервативные участки генов, свойственные определённым видам бактерий. Это позволило определить, какие именно бактерии были заморожены в сибирской мерзлоте. Было обнаружено три типа бактерий, составлявших основную массу микроорганизмов: Bacteroidetes, Proteobacteria и Firmicutes. И менее 1% составляли другие виды бактерий (Actinobacteria, Fusobacteria и др.). Эти данные показали существенное различие состава микросообществ в почвах вечных мерзлот. Ранее в таких почвах находили много Actinobacteria и меньше Bacteroidetes, тогда как в Якутии оказалось всё наоборот. По словам учёных, главная проблема таяния вечных мерзлот, вызванного глобальным потеплением, состоит в непредсказуемом взаимодействии замороженных бактерий с ныне живущими. Как известно, бактерии могут обмениваться генами и превращаться из безобидных микробов в опасные патогены. Какие свойства древние микроорганизмы могут передать современным, и как это отразится на людях и их деятельности — у учёных пока нет ответа. Исследование опубликовано в журнале Gene.