Войти в почту

Теория упоротой обезьяны: как грибы (предположительно) сделали из нас Homo sapiens

Представьте человека прямоходящего, ныне вымерший вид гоминидов, который выпрямился и стал первым из наших предков, вышедшим за пределы одного материка. Порядка двух миллионов лет назад эти гоминиды, некоторые из которых в конечном итоге эволюционировали в человека разумного, начали распространяться за пределы Африки, придя в Азию и Европу. Во время своего пути они открывали для себя местную флору, фауну, а когда фауны не было поблизости — ее фекалии. Но это лишь одна из версий изначальной истории, широко принятая среди ученых. Этноботаник и сторонник психоделиков Теренс Маккенна в своей книге «Пища богов: поиск настоящего древа познания» заявил, что человек прямоходящий эволюционировал в человека разумного благодаря встрече с «волшебными грибами», которые содержали психоделик псилоцибин. Он называл это гипотезой упоротой обезьяны. Маккенна утверждал, что псилоцибин вызвал стремительную реорганизацию способности примитивного мозга обрабатывать информацию. Это, в свою очередь, запустило стремительную эволюцию когнитивных способностей, что привело к возникновению раннего искусства, языка и технологий. Будучи ранними людьми, говорит он, мы «выели себе путь к высшему сознанию», потребляя эти грибы, которые, как он предполагал, росли на навозе животных. Псилоцибин, по его словам, «вытащил нас из животного разума в мир артикулированной речи и воображения». Маккенна, который умер в 2000 году, страстно верил в свою гипотезу, но в годы его жизни она ни разу всерьез не рассматривалась научным сообществом. Отвергнутая как излишне спекулятивная, гипотеза Маккенны сейчас возникает только в интернет-сообществах и посвященных психоделикам страницах на Reddit. Однако выступление на Psychedelic Science 2017 — научной конференции по психоделикам, где принимают участие верящие в терапевтический потенциал этих наркотиков ученые, врачи и художники, — возродило интерес к теории. Пол Стаметс, известный миколог, изучающий псилоцибин, выступил в поддержку гипотезы упоротой обезьяны с речью «Псилоцибиновые грибы и микология сознания». «Я представляю это вам, потому что хочу вернуть концепцию упоротой обезьяны, — сказал Стаметс собравшимся. — Очень важно, чтобы вы поняли, что 200 тысяч лет назад человеческий мозг внезапно увеличился вдвое, и этому внезапному изменению человеческого мозга нет объяснения». Некоторые антропологи полагают, что размер мозга человека прямоходящего увеличился в два раза в период между 2 миллионами и 700 тысячами лет назад. При этом объем мозга человека разумного в период между 500 тысячами и 100 тысячами лет назад увеличился в три раза. Не пришло ли, наконец, время воспринять гипотезу упоротой обезьяны всерьез? Это потребует применить наши достижения в научных исследованиях к псилоцибину, недавним археологическим открытиям и нашему смутному пониманию природы сознания, а затем все это вписать в текущее понимание эволюции человека. Начать нужно с общих нитей между взглядом Маккенны на развитие сознания и другими, более распространенными теориями, включая общепринятую точку зрения о том, что оно развивалось в течение тысяч лет и что в его эволюции центральную роль сыграла речь. «Я думаю, в утверждениях Маккенны есть рациональное зерно», — говорит палеонтолог Мартин Локли. Но у Локли, автора книги «Как появилось человечество», есть одна претензия к рассуждениям Маккенны: гипотеза упоротой обезьяны постулирует, что наши предки становились сознательными вследствие наркотического опьянения, но согласие с ней также означает согласие с тем, что появление сознания имело одну-единственную причину. Большинство ученых, включая Локли, считают, что все было отнюдь не так просто. Сознание — очень сложная штука, которую мы только начинаем понимать. В целом антропологи согласны с тем, что эта функция человеческого разума связана с получением и обработкой информации, которая эволюционировала в ходе тысячелетий естественного отбора. Состояние сознания включает осознанность множества качественных опытов: ощущений и чувств, нюансов сенсорных качеств и когнитивного процесса, например оценочного мышления и памяти. В 2016 году ученые продемонстрировали, где все это живет в мозге, открыв физическую связь между зонами, отвечающими за возбуждение и осознанность. Поскольку обладать высоким социальным интеллектом было эволюционно выгодно, разумно полагать, что сознание возникло как тактика выживания. Теории антрополога Иэна Тэттэрсолла, исследователя из Американского музея естественной истории, не имеют ничего общего с психоделическими грибами, но они так же, как и гипотеза упоротой обезьяны, делают акцент на социализации. В своей опубликованной в 2004 году работе «Что лежало в истоках человеческого сознания» Тэттэрсолл утверждал, что самосознание родилось, когда ранний человек научился воспринимать себя отдельно от природы и стал способен оценивать и выражать мысли внутри своего разума. Вскоре после этого развился язык, а за ним — современные когнитивные способности человека. Вопрос, на который у антрополога нет ответа (а у Маккенны как раз есть) — когда имел место этот ключевой переходный момент? «Где появился современный мыслительный процесс? — пишет Тэттэрсолл. — Почти наверняка в Африке, как и современная анатомия человека. Именно на этом континенте мы находим первые проблески „современного поведения“… Но момент трансформации все ускользает от нас и, скорее всего, будет ускользать еще долго». «Человеческая эволюция — ужасно сложный процесс, в котором свою роль сыграли несколько факторов», — говорит археолог Элиза Герра-Доче. Ее исследование на тему употребления наркотических веществ в доисторическую эпоху рассказывает, как ранние люди использовали изменяющие сознание наркотики в ритуальных и духовных целях. Невзирая на то, что Элиза встречала следы опийного мака в зубах людей эпохи неолита, древние обугленные семена конопли и даже абстрактные рисунки на стенах пещеры в итальянских Альпах, изображающие, как человек потребляет галлюциногенные грибы, она не согласна с гипотезой упоротой обезьяны. «С моей точки зрения, гипотезе Маккенны не хватает прямых свидетельств, то есть любых свидетельств употребления галлюциногенных грибов ранним Homo sapiens, — говорит она. — Он ссылается на наскальные рисунки на алжирском плато Тассилин-Аджер, где есть несколько изображений грибов, но нужно не забывать, что эти рисунки датируются неолитом». Если научные факты, стоящие за гипотезой Маккенны, не очень тверды, какую ценность она имеет в поисках истоков человеческого сознания? В лучшем случае гипотеза упоротой обезьяны, как говорит Стаметс, — это «недоказуемая гипотеза», которая соответствует некоторым — но и близко не всем — знаниям, которые у нас есть об эволюции сознания. Однако Маккенне принадлежит заслуга высказывания еще в 1990-е годы идеи, которую ученые смогли доказать лишь недавно: псилоцибин может вызывать физические изменения в мозге. В течение последних лет исследователи установили, что псилоцибин вызывает состояние «неограниченного познания», запуская ярко выраженную волну активности в примитивном отделе мозга — зоне, связанной с эмоциональными реакциями. Невзирая на пробелы, которые обнаруживаются в научной логике Маккенны, Аманда Филдинг, основатель и руководитель крупного центра психоделических исследований Beckley Foundation, говорит, что мы должны смотреть дальше ошибок Маккенны и видеть его величайшую идею о том, что история человечества неотделима от нашего увлечения психоделическими наркотиками. Даже если ранний человек открыл для себя психоактивные вещества ближе к периоду неолита, опыт вхождения в состояние измененного сознания, по ее мнению, изменило человеческое общество к лучшему. Теперь, когда ученые лучше понимают то, как псилоцибин воздействует на мозг на физическом уровне, они могут всерьез исследовать его потенциал лечения таких расстройств, как злоупотребление веществами, тревожность и депрессия. Если это произойдет — а похоже, что да, — псилоцибин станет частью мейнстримовой культуры как проводник положительных перемен. А не за это ли в конечном счете выступал Маккенна?

Теория упоротой обезьяны: как грибы (предположительно) сделали из нас Homo sapiens
© Нож