Ещё

Армянский физик — «мозг» эксперимента: ученые со всего мира заглянут в «преисподнюю»

Фото: Sputnik Армения

ЕРЕВАН, 10 ноя — Sputnik. Армянский физик Ара Иоаннисян составил фундаментальные расчеты для анализа состава Земли. Инструментом для анализа станут нейтрино, пояснил ученый в беседе с корреспондентом Sputnik Армения.

Изучать строение земли можно из-за «бесконфликтности» этих элементарных частиц. Сталкиваясь с веществом, они почти не взаимодействуют с ним, поэтому в теории могут пробежать порядка 100 световых лет (для сравнения, наше Солнце может удерживать планеты-спутники не дальше, чем на 2 световых года). Сквозь Землю эти частицы проходят, как нож сквозь масло.

Но какие-то изменения они все же претерпевают. Меняется их аромат (этим необычным определением физики называют возможные состояния частиц).

Для физиков эти «ароматы» — что-то вроде алкометра для полицейских: по ним можно «разнюхать», через какие вещества и какой толщины объекты прошли нейтрино.

Анализ звуковых волн дает плотность материи, анализ нейтрино — плотность ее электронов. Накладывая эти два показателя один на другой, можно с большой точностью назвать состав вещества.

Иоаннисян, работающий в Ереванском институте физики, вместе с коллегами составил фундаментальные расчеты для этих реакций. Работу в научном мире приняли «на ура»: ее обзоры опубликованы в журналах Американского физического общества и Европейской организации ядерных исследований (CERN). И это только начало: на этих расчетах в «преисподнюю» попытаются заглянуть сразу в трех мега-экспериментах — в США, Китае и Японии.

Армянский «город солнца»: Ереван запускает вторую волну солнечных станций>>

Детекторы для первого, DUNE, заработают к 2027 году, второго, JUNO — в 2020 году, третьего, HyperKamiokande — в 2025 году.

"Кстати, во всех этих трех экспериментах участвуют российские ученые. Из DUNE их пару лет назад хотели отозвать, но американские физики потребовали: не смешивайте науку с политикой. И это действительно так: у них работают даже иранские ученые", — заметил Иоаннисян.

Теперь армянский физик-теоретик станет частью «мозга» этих сложнейших экспериментов.