Ещё

Антарктический лёд уличил вулкан в порче озонового слоя и потеплении

Фото: Чердак

Естественные колебания климата на Земле связывают с некоторыми вариациями орбиты Земли и количеством тепла от Солнца, которое достигает планеты. Мы живём в эпоху межледниковья, пришедшей на смену ледниковой эпохи. Но и в периоды похолоданий и наступления ледников бывают маленькие, локальные потепления, которые происходят из-за случайностей, не связанных с Солнцем. Так, около 17,7 тысяч лет назад, во время последней ледниковой эпохи, в южном полушарии началось подобное потепление — в Новой Зеландии и Патагонии отступили ледники, а в Австралии и Бразилии климат стал более влажным.

Учёные изучили состав льда из Антарктиды с глубины в 2,5 километра, и обнаружили изменения в содержании некоторых металлов и галогенов, которые пришлись на отметку возрастом примерно 17 тысяч лет. В этом участке керна было в десятки раз больше свинца, церия, лантана и висмута. По мнению учёных, эти вещества попали в лёд в таких количествах из-за извержения вулкана Такахе, который находится неподалеку от места забора образцов льда. По расчётам ученых, извержение Такахе длились 192 года.

Кроме перечисленных элементов, во льду 17 000-летней давности нашлось много хлора. Его, по расчётам, Такахе выбрасывал в полтора раза больше чем Этна, самый богатый источник хлора из вулканов на сегодняшний день. Как считают ученые, хлор в атмосфере привел к истончению озонового слоя над Антарктидой и, как следствие, к потеплению климата. О том, что озоновый слой истончился, говорит количество брома — его как раз в керне мало. Ультрафиолет облучал снег, в нем происходили фотохимические реакции и бром уходил из снега в атмосферу.

Еще одно доказательство повреждения озонового слоя — фракционирование изотопов серы. Резкое снижение изотопов серы Δ33S в керне показало, что вулканическую серу интенсивно облучало ультрафиолетом, а значит озоновый слой истончился.

Учёные совершенно убеждены в том, что все эти факторы не могут быть результатом случайного совпадения. Такахе извергался, выбрасывал хлор и портил озоновый слой.

Исследование описано в журнале PNAS.

Изучением льда занимается отдельная, специфическая научная дисциплина — гляциология. О том, каково это, быть гляциологом, «Чердак» как-то беседовал с Иваном Лаврентьевым, научный сотрудник Института географии РАН.