Раскрыт механизм действия пищевых волокон на бактерий

Ученые из Университета Калифорнии в Дэвисе обнаружили, что побочные продукты переваривания пищевых волокон создают наиболее благоприятную среду для полезных бактерий и ограничивают размножение вредных. Известно, что наш желудочно-кишечный тракт населен самыми разными микроорганизмами. Среди них есть и полезные, и опасные для человека. Последние тоже выполняют свои определенные функции, но при этом их количество должно оставаться в заданных пределах. Если они начинают слишком активно размножаться, человек страдает от кишечных инфекций. Поэтому кишечник является местом постоянной борьбы между полезными и потенциально вредными бактериями. В ходе исследований выяснилось, что обитающие в кишечнике микробы метаболизируют пищевые волокна для производства жирных короткоцепочечных кислот. Эти кислоты служат сигналом клеткам, выстилающим толстую кишку, чтобы те увеличили потребление кислорода. В результате количество кислорода, попадающего в просвет предыдущих отделов кишечника, уменьшается. Как оказалось, это очень хорошо для полезных бактерий, которые занимаются перевариванием пищевых волокон. Они не выживают в богатой кислородом среде, поэтому их собственная деятельность способствует созданию благоприятной для них атмосферы – путем взаимодействия с клетками кишечника. Если в этом механизме что-то «ломается», то уровень кислорода в просвете кишечника возрастает. В результате активизируются аэробные кишечные бактерии Salmonella и Escherichia coli, которые являются потенциально опасными для человека. Они начинают активно выживать полезных бактерий. Как следствие, человек страдает от кишечного расстройства и прочих неприятностей. «Наше исследование показывает, что один из лучших способов сохранить здоровье кишечника – это накормить клетчаткой полезных бактерий», – комментирует ведущий автор исследования Андреас Боумлер (Andreas Bäumler).