Войти в почту

Каждый сбой связи у людей, забывших, что такое жизнь без мобильных телефонов и без домашних, вызывает бурную реакцию. Почему происходят такие сбои и есть ли у нас как абонентов способы уменьшить их последствия? 19 мая в работе сети «МегаФона» произошел масштабный сбой. Проблемы с голосовой связью наблюдались в Москве и нескольких крупных городах Поволжья. «Для «МегаФона» это, наверное, самая крупная авария в истории, что особенно болезненно, учитывая наше постоянное внимание к качеству связи», — сказал в своем видеообращении в Facebook директор по связям с общественностью ПАО «МегаФон» Петр Лидов-Петровский. Сбой и правда был массовый. Социальные сети и тематические порталы (в том числе раздел «Мобильная связь и Интернет» на Банки.ру) лихорадило. Люди жаловались на проблемы с дозвоном, СМС-сообщениями, многим пришлось срочно менять планы и перестраиваться. Справедливости ради стоит заметить, что проблема коснулась примерно 30% всех голосовых вызовов. У многих абонентов целый день связь работала нормально. Были и те, кто проблем не заметил, поскольку предпочитает интернет-канал голосовому: привыкшие звонить и общаться через социальные сети и мессенджеры трудностей практически не испытали. Досталось и другим операторам, небольшие сбои на сети которых люди принимали за свидетельство масштабного сбоя. Пресс-секретарю «Билайна» Анне Айбашевой даже пришлось разослать пресс-релиз со словами «Хотим обратить Ваше внимание, что сеть «Билайн» работает в штатном режиме!». Постепенно страсти улеглись. Почему прерывается связь Следует понимать, что сеть оператора — сложная система, работа которой зависит от большого количества оборудования и программного обеспечения. Тысячи людей ежедневно работают над обеспечением качества связи. А от ошибок и проблем не застрахован никто. Сбои у операторов происходят редко, но все же случаются. Горит и рвется кабель, «падают» сервера, сбоит программное обеспечение. Так, 14 ноября 2014 года абоненты «Билайна», находящиеся на севере, северо-востоке и северо-западе Москвы и Московской области, испытывали проблемы со связью. А 19 ноября 2015 года абоненты «Билайна» и Tele 2 столкнулись с проблемами связи в роуминге. Тогда причиной сбоя стали проблемы с кабелем одного из европейских операторов. Такие новости всегда вызывали бурную реакцию абонентов. Но, по ощущениям, сбой в сети «МегаФона» 19 мая 2017 года обсуждался наиболее отчаянно. Что же случилось сейчас, почему реакция была такой бурной? Во-первых, наша жизнь все больше уходит в онлайн. Большинство новостей мы узнаем именно из Интернета, активно распространяя их в социальных сетях. Во-вторых, сейчас сотовая связь занимает настолько важное место в жизни, что мы стали слишком уязвимы в случае проблем. Мы привыкли, что мобильная связь работает всегда, в режиме 24/7, прекрасно и без проблем. Связь действительно стала предметом первой необходимости. Мы ей доверяем наши деньги, совершая онлайн-платежи, наше время, пользуясь мобильными сервисами без походов в офисы компаний и банков, нашу личную жизнь, зная, что в любой момент можем связаться с родными и близкими. Без связи мы как без рук. Одна сим-карта хорошо, а две — лучше Раз уж мы стали так зависимы, что можно сделать, чтобы обезопасить себя в случае проблем со связью? Рынок сотовой связи в России — типичная олигополия. То есть такой «тип рыночной структуры несовершенной конкуренции, в которой доминирует крайне малое количество фирм». Рынок представлен несколькими крупными компаниями, имеющими серьезный вес на рынке, влияющими на цену услуг, но все же конкурирующих за покупателя. Олигополия для потребителя гораздо выгоднее, чем монополия. Есть конкуренция, а значит, у нас как у потребителей появляется возможность выбирать и комбинировать. Основных операторов мобильной связи в России четыре: «Билайн», «МегаФон», МТС, Tele 2. Остальные либо локализованы в конкретных регионах, либо фактически являются MVNO — виртуальными операторами связи, работающими на мощностях реальных операторов. Поэтому, если упадет «материнский» оператор, упадет и виртуальный. Так, во время сбоя 19 мая 2017 года в сети «МегаФон» полегла и «Йота». Поэтому очень важно понимать, к какому из реальных операторов на самом деле относится ваша сим-карта. И диверсифицировать риски. Для современного человека важно быть на связи всегда. Чтобы всегда быть в доступе, важно иметь больше одной сим-карты. Ситуации, чтобы «упали» одновременно несколько операторов, на рынке еще не было. Поделюсь своим вариантом: у меня есть «простой кнопочный» телефон с двумя сим-картами, где стоят карты разных операторов («МегаФон» и МТС в моем случае). Кнопочные телефоны прекрасно держат заряд, а переключение между сим-картами делает меня «доступной» практически всегда и везде. Кроме этого, у меня есть смартфон с сим-картой «Билайн» (так исторически сложилось) и планшет с сим-картой «Йота». При этом у сына сим-карты «Билайн» и Tele 2. Таким образом, мы всегда в курсе проблем у любого из операторов и всегда на связи. Каких операторов комбинировать, каждый выбирает для себя. Это зависит от личных предпочтений, цен, покрытия в регионе, удобства услуг и сервисов. Но мы настоятельно советуем завести сим-карты как минимум двух операторов «большой четверки» с хорошим покрытием в вашем регионе. Тогда вы обеспечите себя связью практически в любое время и в любом месте. Общаемся по всем каналам Трафик операторов, грубо говоря, делится на три основных направления: «голос», СМС и данные, то есть Интернет. Исторически это совершенно разные системы и технологии. Поэтому ситуаций, когда падает все и сразу, не так уж много. И этим нужно пользоваться. Раньше все три направления были сами по себе, но в последнее время «голос» и СМС практически функционально «продублировались» в интернет-канале. Произошло это за счет развития мессенджеров и социальных сетей. Можно написать СМС другу, а можно отправить ему такое же сообщение в Viber или Telegram. Вполне возможно, что в онлайне он увидит послание даже раньше. По данным компании «МегаФон», 60% онлайн-общения происходит через мессенджеры и социальные сети. Именно этим можно объяснить феномен, что многие активные онлайн-пользователи, попав под сбой 19 мая, просто его не заметили. В общем, штука нужная, полезная, нужно применять. Как? Очень просто. Установите на свой смартфон или планшет мессенджеры, добавьте туда друзей и близких и будьте на связи, даже если «голос» и СМС не работают. При этом, если мобильный Интернет тоже не работает (всякое бывает), воспользуйтесь точкой бесплатного Wi-Fi-доступа. В крупных городах найти доступ совсем не сложно. Да, лишние движения, но зато вы всегда имеете резервный канал связи. Не 3D-Secure единым… 3D-Secure — это технология двухфакторной аутентификации пользователя при проведении онлайн-операций с кредитными и дебетовыми картами. Совершая операцию в онлайн-банке, вам нужно не только идентифицироваться как пользователю, но и подтвердить вход или операцию специальным кодом, который высылается вам в СМС. Вот именно с последним шагом, получением СМС, могут случиться проблемы. Даже оставив за скобками вопрос безопасности СМС-подтверждения (вирусы и мошенническое ПО, кража или потеря телефона и т. д.), в рассылке СМС-сообщений бывают задержки и сбои. Не только по вине оператора. Проблемы могут быть и у ПО самого банка. Клиент становится заложником недошедшего СМС. Бывают ситуации, когда скорость денежного перевода может иметь критическое значение. Что делать? Как всегда, «подстелить соломки» заранее. Есть ли альтернативы СМС-подтверждению? Конечно, есть, хотя от многих из них банки постепенно отказываются. Первый вариант, самый доступный, — установка «мобильного банка» на телефон или планшет. Зарегистрировавшись там однажды, многие операции вы сможете проводить без дополнительного подтверждения. Но тут всегда нужно помнить о безопасности. Новость Второй вариант — токенизация. Такой альтернативный способ получения временных паролей для физических лиц предлагает, например, банк ВТБ 24. Как это работает? Клиент банка скачивает приложение — токен — в официальном магазине приложений для своего мобильного устройства (App Store, Google Play, Windows Store). Затем вы проходите систему регистрации токена в онлайн-банке, авторизуетесь в программе-токене и далее подтверждаете операции с помощью этой программы. Плюсы — в данном случае для получения временных паролей клиент использует интернет-канал, а не СМС. И если по каким-то причинам СМС не приходят, то использование токена через мобильный Интернет решит проблему. Если не работает мобильный Интернет, можно найти бесплатный Wi-Fi. Но помните, что передача личных и платежных данных в неизвестных сетях может вести как к потере данных, так и к потере денег. Вариант третий — заранее получить у банка список временных паролей. Многие помнят, как раньше клиенты Сбербанка могли распечатать чек со списком временных паролей в любом банкомате. Сейчас, к сожалению, такая функция у Сбербанка недоступна, что нам подтвердили в кол-центре банка. Но список временных паролей бывает и на других носителях. Речь идет о скретч-карте, которую можно получить, обратившись в офис банка. Скретч-карта — это пластиковая карточка, на обратной стороне которой находится список временных паролей. Полезно иметь такую альтернативу на всякий случай. Получить скретч-карту могут физические лица — клиенты банка «Авангард», Промсвязьбанка и МКБ. Возможность получения такой карты можно уточнить в кол-центре вашего банка. Оставаться людьми Незаметно, но неотвратимо мы все глубже погружаемся в «цифровую» реальность. Это дает нам массу новых возможностей, создает новые угрозы, меняет образ жизни. Но все равно, онлайн или офлайн, мы остаемся людьми. Со всеми нашими слабостями и сильными сторонами. Во время сбоя 19 мая было много негатива. Но, кроме вполне предсказуемой отрицательной реакции, были и те, кто хотя и столкнулся с проблемами, но все равно желал оператору добра и поддерживал его. По соцсетям распространялись сообщения с хештегом #мегафончикживи. А моя коллега, оказавшись без связи, даже поблагодарила оператора за возможность оглянуться вокруг и отдохнуть от сети. Это правильно и очень по-человечески. Живите, любите и, что бы ни случилось, оставайтесь людьми. Хоть по эту, хоть по ту сторону «цифры». Антонина САМСОНОВА, Banki.ru

Ну, дозвон!
© Банки.ру