Войти в почту

В ближайшее время пользователи видеохостинга YouTube смогут смотреть в режиме реального времени эфир четырех крупнейших американских телесетей. Эта новость заставила вновь заговорить о перспективах полного перехода телевидения в интернет. Когда 12 лет назад появился «тылевизор» (так можно перевести американское жаргонное молодежное словечко YouTube), а еще через год его купил Google, для многих было ясно, что со временем все крупнейшие телевизионные каналы мира постепенно начнут осваивать это новое коммуникационное пространство. В отличие от телевидения, которое в силу технических причин в основном замкнуто в национальных границах, видеохостинг имел глобальную зрительскую аудиторию. Это хорошо понимала корпорация Google, когда в 2006 году купила YouTube за баснословные по тем временам деньги — $1,65 млрд. К этому времени я уже вполне хорошо представлял себе возможности прямого телевизионного вещания в интернете. Дело в том, что в 1998 году один столичный телеканал начал такой тип вещания в Сети с показа юношеских Олимпийских игр в Москве, а потом перешел на ежедневное параллельное вещание в интернете. Если мне не изменяет память, у него была аудитория 1,5 млн человек в 95 странах. В этом смысле мы были пионерами в телевизионном освоении интернета. Для сравнения: CNN, в то время одна из самых технологически продвинутых телекомпаний США, вещала в Сети примерно 1 минуту в день. Первый опыт российского телевизионного вещания в интернете закончился тем, что я подарил свой телевизор сыну — мне было удобнее смотреть наш телеканал в Сети либо на настольном компьютере или ноутбуке. Уже тогда происходила не очень еще понятная трансформация телевидения. Но если посмотреть внимательнее на все этапы его развития, то станет ясно видна ТВ-эволюция вплоть до сегодняшнего времени. Напомню главные технологические вехи. В 1911 году первый телевизионный сигнал был передан в Санкт-Петербурге профессором Борисом Львовичем Розингом, а годом ранее он запатентовал свое изобретение. Его ученик Владимир Кузьмич Зворыкин, который эмигрировал в США, создает основы современного электронного телевидения в 1931 году. Еще один русский эмигрант Александр Матвеевич Понятов в пятидесятые годы прошлого столетия придумал способ фиксации телевизионного изображения, и с 1956 году его видеомагнитофоны Ampex появились на всех телеканалах мира. Потом появилось спутниковое телевидение и телевидение стало глобальным. С выпуском первых транзисторов в 1948 году мир медиа стал постепенно меняться, и сейчас можно уже говорить о том, что цифровая революция свершилась. С появлением глобальной коммуникационной сети цифровая паутина опутала весь мир. Сейчас все экраны, на которых можно смотреть телевидение, представляют собой де-факто компьютеры, оснащенные чипами, и все они говорят на языке цифр. Телевидение постепенно стало мультиэкранным и многоплатформенным. Сейчас можно говорить о том, что телевидение переживает коренные перемены, поскольку оно было создано в предыдущую технологическую эпоху. Это было время, когда телевизор смотрели всей семьей, а сам телевизор играл роль своеобразного камина — он мог просто мерцать в гостиной и создавать домашний уют. В 1980 году известный американский социолог и футуролог Элвин Тоффлер опубликовал книгу, ставшую впоследствии мировым бестселлером, — «Третья волна». Почти сорок лет назад он сформулировал тезисы, которые стали реальностью в наши дни. В частности, он отмечал, что «возникающая цивилизация пишет новые правила поведения и ведет нас за пределы стандартизации, синхронизации и централизации. Третья волна не просто ускоряет информационные потоки, она трансформирует глубинную структуру информации». Телевидение тоже подвергается глубинной трансформации. Мы уже редко смотрим телевизор в кругу семьи. У многих из нас появились новые экраны, на которых мы можем смотреть телевидение, — настольные компьютеры, ноутбуки, нетбуки, планшеты, смартфоны. Но главное — изменилась сама аудитория. В 2006 году одно из самых консервативных учреждений Германии — Deutsche Bank — опубликовало результаты собственного исследования современного мира медиа, которое было озаглавлено так: «Медиаиндустрия стоит перед самым большим потрясением со времени Гутенберга. Потребители медиа превращаются в медиапродюсеров». Социологи во всем мире отмечают сокращение аудитории классического эфирного телевидения — она куда-то уходит. Куда? Мне кажется, что ответ очевиден. Современный телезритель хочет смотреть телевидение когда и где ему удобно. Дома он может смотреть телеканалы на большом экране, в кресле или на диване — на планшете, в пути — на смартфоне. Телевизионные маркетологи с завистью смотрят на коллег, которые работают в интернете. Туда постепенно перемещается не только телевизионная аудитория, но главное — туда перемещаются рекламные деньги. Поэтому вполне естественно, что все четыре американские телесети будут вещать в прямом эфире на YouTube. Это выгодно и видеохостингу — появляется новая большая аудитория, и телесетям — они пытаются догнать свою аудиторию. Последние несколько лет наблюдается бум мобильного маркетинга — мы практически не расстаемся с нашими мобильными устройствами. И всегда у нас под рукой есть тот или иной экран. Я помню, что уже лет двадцать говорю всем знакомым мне руководителям российских телеканалов — и федеральных, и региональных, что телевидение вступает в новую эпоху и к ней нужно быть готовым. Думаю, что большинство или принимало меня за романтика, или просто не понимало. Самое сложное — это перестройка сознания. Думаю, что многие руководители российского телевидения уже начинают понимать, что интернет для телевидения — это не враг, а скорее товарищ. Насколько я знаю, уже все федеральные телеканалы оценили преимущества YouTube, но будет ли российская телевизионная модель развиваться по американскому образцу — покажет время. Автор — исполнительный директор Международной академии телевидения и радио

Телевидение 2.0
© Известия