Ещё

Какие гаджеты используют космонавты на МКС

Фото: ТАСС
22 февраля с космодрома была запущена ракета-носитель «Союз-У», которая вывела на орбиту транспортный корабль «Прогресс МС-05» с грузом для Международной космической станции (МКС). Среди багажа — скафандр нового поколения «Оран-МКС» с «климат-контролем», а также видеокамера для съемки 360-градусного видео. Камера пополнит «парк» различных гаджетов, имеющихся на МКС: фотоаппаратов и «оптики», которым может позавидовать любой фотограф, современных планшетов и испытанных временем ноутбуков, а также собственную Wi-Fi-сеть с медиабиблиотекой.
Через двое суток корабль с грузами прибудет на станцию, где сейчас работают российские космонавты и  и , их американские коллеги Кимброу и , а также европейский астронавт Тома Песке.
ТАСС рассказывает о различных технических устройствах и оборудовании, которым пользуются космонавты для проведения космических экспериментов и для развлечения на МКС.
ФОТОАППАРАТУРА
Российские космонавты пользуются фотоаппаратами фирмы Nikon еще со времен орбитальной станции «Мир», которая функционировала с 1986 по 2001 год. В настоящее время на МКС находится четыре профессиональные фотокамеры, позволяющие выполнять съемку земной поверхности и других объектов с высоким разрешением через иллюминаторы МКС. У одной из них специальный гермобокс, в котором камеру можно выносить в открытый космос для фотографирования работы на внешней поверхности станции.
К камерам также имеется 20 различных сменных автофокусных объективов марки Nikkor и фотовспышка — есть где поупражняться в фотомастерстве. К слову, американские астронавты также используют фотоаппараты этой марки, поэтому в случае необходимости у соседей по станции можно взять необходимый в данный момент объектив.
БИНОКЛЬ
Если хочется не фотографировать, а просто поближе рассмотреть Землю через иллюминатор, на борту МКС имеется бинокль БКСШ (бинокулярный со стабилизацией изображения, широкоугольный).
Это герметичный, полностью влагоустойчивый и ударопрочный бинокль, который создавался специально для наблюдений с вертолетов и катеров. В отличие от других «продвинутых» моделей, где стабилизация осуществляется на гироскопах, требующих питания, в БКСШ внутренняя часть прибора плавает в магнитном поле. Аналогов этому российскому биноклю в мире нет.
СВЯЗЬ С ЗЕМЛЕЙ
На данный момент на борту МКС, помимо профессиональной аппаратуры для общения с , имеется трансивер Kenwood для радиолюбительской связи, а также приставка этого же производителя для трансляции изображений с борта станции.
С радиолюбителями космонавты общаются раз в полгода, присылают им изображения станции. Ближайший сеанс связи может состояться в апреле этого года. В частности, в рамках эксперимента «О Гагарине из космоса» экипаж МКС отправлял на Землю фотографии, посвященные жизни и деятельности первого космонавта .
Ближайший сеанс радиолюбительской связи экипаж МКС проведет 26 февраля в 11:00 мск. Космонавты свяжутся с радиолюбителями . Сеанс будет посвящен празднованию Дня защитника Отечества.
ВИДЕОКАМЕРЫ
В состав видеоаппаратуры на борту МКС входит несколько видеокамер производства Sony. Это обычные, а не специально сконструированные для использования в космосе камеры, которые есть в широкой продаже.
Видеоаппаратура предназначена для проведения репортажей со станции, съемки экспериментов, записи через иллюминатор видео пристыковки кораблей и полета МКС над Землей. Изображение с этих камер может транслироваться на Землю как в онлайн-режиме, так и в режиме «сброса» уже снятых видеозаписей.
Отдельно нужно сказать о двух видеокамерах комплекса «Глиссер-М». Это известные экшен-камеры семейства GoPro, помещенные в специальные гермобоксы и устанавливаемые на скафандры космонавтов. Они предназначены для записи на флеш-карту до полутора часов видео.
Для трансляции «картинки» в Центр управления полетами (ЦУП) во время выхода в космос космонавты пользуются камерами своих американских коллег. В этом году на российском сегменте должны появиться свои камеры для съемки выходов в открытый космос, разработанные Научно-исследовательским институтом телевидения. Получившие название «Автономной системы видеонаблюдения», эти камеры представляет собой надеваемый поверх шлема обруч с двумя объективами по бокам.
ПЛАНШЕТЫ
Российские космонавты на МКС уже не первый год используют на борту станции и космического корабля планшеты. В электронном виде в них записана бортовая документация, баллистическая информация, распорядок дня, включая спортивные тренировки и научные эксперименты. Помимо этого, планшеты можно использовать для доступа к обширной медиатеке — для просмотра фильмов и прослушивания музыки.
С марта 2015 года российские космонавты начали пользоваться ими и во время полетов на МКС на корабле «Союз». Изначально космонавты использовали 8-дюймовые планшетные компьютеры с бортовой документацией в электронном виде вместо увесистых бумажных журналов, а затем перешли на 10-дюймовые планшеты. В обоих случаях использовалась продукция фирмы Samsung.
В том же году планшеты были испытаны в барокамере на устойчивость к условиям вакуума. Исследование проводилось с целью возможности дальнейшего использования планшетов космонавтами во время выходов в открытый космос.
Зарубежные коллеги предпочитают работать с iPad. Их на американском сегменте три штуки. В прошлом году началась замена старых устройств Apple на одну из последних моделей. Планшеты меняют по очереди, но уже решено оставить один старый на станции, чтобы он служил экипажу в качестве настенных часов.
НОУТБУКИ
Как российские космонавты, так и американские астронавты на МКС, помимо планшетов, продолжают активно пользоваться ноутбуками, причем одной и той же модели компании Lenovo. На российском сегменте установлено 11 российских и шесть американских лэптопов.
Ноутбуки используются для отображения текущего состояния бортовых систем станции, выдачи аварийной информации, управления системами станции в ручном режиме. А также применяются для проведения научных экспериментов, психологической поддержки экипажа и работы с фотоснимками.
МЕДИАСЕРВЕР
На российском сегменте станции имеется и свой «орбитальный кинотеатр» — комплекс психологической поддержки экипажа «Агат», который состоит из медиасервера для хранения книг, фильмов, музыки и фотографий, а также подключенного к нему 17-дюймового монитора с акустическими колонками. В выходные и праздничные дни экипаж станции собирается возле экрана, чтобы совместно посмотреть загруженные с Земли или доставленные грузовыми кораблями киноновинки. Так, седьмой эпизод киноэпопеи «Звездные войны» космонавты получили даже раньше, чем лента вышла в прокат в .
Помимо этого, каждый космонавт может получить доступ к цифровой библиотеке медиасервера со своего планшета и плеера. Для этого на МКС развернута сеть Wi-Fi, которая покрывает все модули российского сегмента. И здесь главное — не забыть пароль…
СПУТНИКОВЫЙ ТЕЛЕФОН
Возвращение с орбиты всегда напряженный момент, связанный с угрозой безопасности экипажа. Еще бы — при входе в атмосферу у корабля «Союз» скорость полета достигает 7,6 км/с. При таких скоростях любая мелочь может повлиять на то, где приземлится спускаемая капсула с космонавтами. Иногда спасатели прибывали к месту приземления спустя какое-то время.
На такой случай в каждом корабле «Союз» имеется спутниковый телефон системы . С его помощью спасателям можно дозвониться из любого уголка планеты.
Информация подготовлена по материалам пресс-центра , сайта НАСА и радиолюбителя .
Космические планы на 2017 год Лучшие снимки Земли 2015 года, сделанные из космоса с МКС