Ещё

Астрономы обнаружили сверхновую, превратившуюся в космический цветок

Астрономы обнаружили в созвездии Мухи необычную сверхновую первого типа, взрыв которой неожиданным образом произошел неравномерно, из-за чего она приобрела форму вычурного космического цветка, говорится в статье, опубликованной в Astrophysical Journal.

Сверхновые типа Ia возникают в двойных системах из двух белых карликов или белого карлика и красного гиганта. Сверхновые первого типа взрываются с примерно одинаковой яркостью из-за физических процессов, управляющих их развитием. Это свойство Сол Перлмуттер и его коллеги использовали для демонстрации ускоряющегося расширения Вселенной, за что они получили Нобелевскую премию 2011 года по физике.

Достаточно долго, как объясняют Патрик Слейн (Patrick Slane) из Гарвард-Смитсоновского астрофизического центра (США) и его коллеги, астрономы считали, что эти же физические свойства должны заставлять сверхновую взрываться «равномерно», расширяясь с одинаковой скоростью по всем направлениям. Открытие необычной сверхновой-"цветка" G299 бросает тень на эту общепринятую истину.

Наблюдая за созвездием Мухи при помощи орбитального телескопа «Чандра», группа Слейна обнаружила, что «нобелевская» сверхновая G299 заметно поменяла свой облик с момента ее открытия телескопом ROSAT в 1995 году. В структуре светящейся туманности, оставшейся на месте взорвавшейся пары белых карликов, возникли большие неоднородности, из-за чего останки сверхновой сегодня похожи на гигантский многоцветный космический цветок.

Асимметричность «цветка» и многообразие цветов возникли благодаря тому, что различные элементы, возникшие во время взрыва сверхновой — железо, сера и кремний — были крайне неравномерно разбросаны по окружающему космосу.

Пока ученые не знают, как G299 приобрела такую форму, связана ли ее неоднородность с внутренними процессами в гибнущих звездах, или с местными особенностями межзвездной среды. За последние годы астрофизики обнаружили несколько подобных объектов, что должно побудить ученых, как считают Слейн и его коллеги, обратить пристальное внимание на ассиметричные «нобелевские» сверхновые, считавшиеся ранее образцом постоянства.

Ещё 3 источника